Разделы страницы:
Игра - дело серьезное
Молчание - вовсе не золото
Прислушайтесь - ребенок начинает говорить
Игра - дело серьезное
Действительно, ребенок отдает игре все время, которое не занято едой или сном. Какая бы это ни была игра - спокойная или шумная, в группе или в одиночку, играя, малыш познает себя и окружающий его мир.
Этот мир - сложная штука, и через призму игры ребенок тестирует свои представления о нем. Он открывает новое в себе и в том, как взаимосвязаны различные предметы и явления, он выясняет их причины и функции, материалы, окраску, формы и многое, многое другое ...
У ребенка нет опыта, на который он мог бы опереться. Именно поэтому логика ребенка отличается от логики взрослых. Прежде чем понять какую-либо вещь. ее следует испытать. Ребенок напряженно работает, чтобы понять мир, в котором он живет. Но эта работа приносит удовольствие, и поэтому мы, взрослые, называем ее игрой.
Немного позже, именно в игре, он научится считать, соблюдать правила, общаться со своими ровесниками, вырабатывать стратегию поведения ....
Лучший подарок, который вы можете сделать малышу, - это позаботиться о том, чтобы освоение всякого нового навыка стало для него удовольствием.
Арсенал служащих этой цели игрушек и игр ныне практически не ограничен, и выбор игрушки часто представляет для родителей настоящую головоломку.
Что такое хорошая игрушка ?
Перед покупкой следует подумать о следующем:
Любая игрушка должна соответствовать стадии развития вашего малыша. которая не всегда совпадает с его возрастом. Об этом можете судить только вы. Даже если, как большинство родителей, вы убеждены, что дали миру второго Эйнштейна, будьте осторожны и не переоценивайте его возможностей. Ибо может случиться, что малыш, к вашему глубокому разочарованию, оставит без внимания ценный подарок.
Все, и особенно дети, нуждаются в ответе на вопрос: в правильном ли направлении они движутся? Поэтому идеальной является та игра, которая вознаграждает ребенка, если он делает что-то правильно. Ответом может быть просто погремушка, которая звенит при встряхивании. Производимый ею шум заставляет малыша трясти ее снова и снова. Так он уясняет для себя. что некоторые вещи могут свершаться благодаря его вмешательству.
Наконец, отдавая должное полезности познавательных игр, следует иметь в виду, что детская игра не является синонимом "испытательного полигона способностей". Любой предмет является для ребенка источником новых свойств.
Не ставьте перед собой задачу купить ребенку "самую лучшую в мире" игрушку. Ее просто не существует. Напротив, имеется огромное разнообразие хороших игрушек, среди которых вашему малышу лучше всего подойдут те, что делают из него актера, а не зрителя.
Покупая игрушку, задайте себе следующие вопросы:
Легко ли она ломается?
Моется ли игрушка и соответствует ли она требованиям гигиены?
Могут ли элементы игрушки (крепежные детали, свинцовая краска и т.д.) быть проглоченными ребенком, обмотаться вокруг его шеи или как-либо по другому повредить ему? Соответствует ли игрушка возрасту и
возможностям ребенка?
Ответом на первые три вопроса должно стать категорическое "нет". Что же до четвертого -
старайтесь придерживаться рекомендуемой возрастной категории, указанной на упаковке, ваших собственных наблюдений и здравого смысла.
Играть - это и просто уделять ребенку время
Известно, что работающие родители часто не в состоянии заниматься ребенком так часто, как им бы того хотелось, и некоторые из них пытаются искупить вину, покупая малышу массу игрушек. Большинство из них, наверняка, осознает. что любовь, в которой нуждается ребенок, вовсе не измеряется количеством и качеством игрушек, которыми он будет окружен.
Почему бы не оглядеться внимательно вокруг себя: немного воображения и вы откроете в своем обиходе множество предметов, способных пробудить интерес у малыша.
С самого рождения ребенок не перестает наблюдать за вами: ваши занятия являются для него неиссякаемым источником познания. Даже перемещение из одной комнаты в другую обогащает его новой информацией.
Давайте ему самые банальные на вид предметы, которые в его глазах представляют настоящее богатство.
Возьмем хотя бы эту незаменимую ложку, траектория падения которой со стола на пол является предметом неустанного изучения.
Помогайте ему открывать свое тело. Давайте ему время от времени походить босым, это важно как для развития его стопы и чувства равновесия, так и для того. чтобы помочь ему по-знакомиться с многообразием средств осязания.
Стимулируйте его ощущения, давая ему трогать предметы различной текстуры (мех. шерсть, дерево, бумага и т.д..) и консистенции (твердые, жидкие, мягкие и т.д.), а также легкие и тяжелые.
Развивайте его вкусовую гамму, смешивая пищевые ингредиенты различных вкусовых оттенков.
Развивайте его обоняние, гуляя с ним в парке или в саду, чтобы приобщить его к многообразию запахов природы.
Наконец, когда ребенок начнет двигаться, он откроет радости экспериментирования со своим телом, начнет карабкаться, взбираться по лестнице, открывать двери и выдвижные ящики, опустошать шкафы. Поощряйте его в этих начинаниях, при этом обеспечивая ему максимальную безопасность.
Шерсть и перья совершенно противопоказаны детям, страдающим аллергией. Кроме того, известно, что аллергены содержатся также в слюне и экскрементах домашних животных. В такой ситуации потребуется, увы, отказаться от идеи завести кошку или собаку, или расстаться с животным, если оно уже живет у вас.
Пробуждение сознания и контакт с окружающим миром
К десяти месяцам ребенок начинает имитировать поведение окружающих - особенно в моменты, когда его окружает благодарная аудитория. Он машет ручкой на прощание, отправляет воздушные поцелуи, гримасничает, воспроизводит жесты взрослых. Это очень важный этап для его эмоционального развития и формирования взаимоотношений с окружающим миром. Чуть позднее он делает для себя серию важных открытий: он теперь знает, что спрятанный предмет не исчезает навсегда. Он отправляется на его поиски и страшно доволен, когда его находит.
В этот момент многое зависит от вас. Память ребенка, его наблюдательность будут развиваться в зависимости от того, насколько активно вы будете их стимулировать. Старайтесь заниматься малышом как можно больше, объясняйте ему все, что просходит вокруг, всякий раз называйте предметы и явления, с которыми вам приходится встречаться; обращайте его внимание на распустившийся цветок, пробежавшую кошку, поднявшийся ветер и т.д.
Начиная с одного года ваш малыш переходит к действию. С момента своего появления на свет он не перестает накапливать впечатления и наблюдения, не теряя ни крохи из того, что происходит вокруг него. И вот однажды в полном изумлении вы наблюдаете за тем, как он бежит к телефону, чтобы ответить на звонок, берет свой памперс, чтобы положить его в мусорное ведро ....
Для того чтобы реализовать эти поступки, он, естественно, пользуется накопленным багажом знаний, но при этом все более успешно подчиняет своим намерениям свое тело. Все новое и неизведанное вызывает у него интерес и толкает его на "авантюры". Он начнает рассуждать и, действуя методом проб и ошибок, постепенно выходит на оптимальные решения.
Все теперь является для ребенка игрой, тем более возбуждающей его, что главное действующее лицо в ней - он сам. Он с удовольствием испытывает реакцию окружающих, чтобы определить для себя пределы дозволенного. Что за удовольствие вынуть землю из цветочного горшка, опустошить ящики в шкафу, тайком продегустировать бутерброд. приготовленный старшему брату ... Это вполне естественный этап: ваш малыш переполнен энергией и должен найти для нее выход. Не препятствуйте ему постоянно в его начинаниях, даже и несколько рискованных, иначе вы можете лишить его столь важного ощущения инициативы и, в конечном итоге, привить ему пассивность.
Молчание - вовсе не золото
Случается, что малыши не произносят ни слова. Что делать родителям: запастись терпением или обратиться к помощи специалистов?
Малинду Бойд с каждым днем все больше беспокоит ее сын, полуторагодовалый Райан. До 15 месяцев он вообще молчал, да и сейчас пользуется лишь несколькими словами -мама, папа, мячик — а этот запас намного ниже того, который полагается иметь в его возрасте. Педиатр предложил провести тестирование, чтобы определить, не является ли это задержкой развития, но родители отказались из опасений, что их сыне признают умственно отсталым ведь, по их мнению, он просто менее разговорчив, чем его сверстники. “Я думаю, он заговорит, когда будет готов к этому, - считает Малинда - Надо давать ребенку немного простора, чтобы он рос, оставаясь самим собой”.
Еще не так давно именно так и поступали с детьми, подобными Райану. Родителей двухлетних молчунов, изредка произносящих лишь отдельные слова и не способных составить простейшую фразу, убеждали, что “с годами это пройдет”. Речевая терапия оставалась уделом тех, кто страдал тяжелыми заболеваниями вроде аутизма или церебрального паралича. Однако теперь развернулась горячая дискуссия по поводу детей, имеющих выраженную задержку развития речевых навыков нуждаются ли они в помощи логопедов? На основании исследований, доказавших, что задержка речевого развития чревата дальнейшими сложностями - такие дети хуже обучаются чтению и письму, - некоторые педиатры и специалисты по дошкольному обучению решили отказаться от тактики выжидания и рекомендуют активно бороться с такими задержками, а прежде всего определить, в чем причина этого отставания. Другие же врачи и педагоги полагают, что речевая терапия неприменима для ситуаций, которые вполне могут разрешиться сами собой. “Можно сделать так, чтобы дети начали говорить раньше, - считают они - Но всего через несколько лет не будет видно ни малейшей разницы между нашими пациентами и остальными”.
Неизвестно, чем вызывается задержка речевого развития у таких, как Райан (большинство подобных детей - мальчики). “Чаще всего это совершенно необъяснимо”, - считает Патрисия Уолш Кей, специалист по детской речевой патологии. В первую очередь, естественно, подозреваются проблемы со слухом - даже относительно ничтожное понижение его остроты, вызванное инфекцией, может серьезно отразиться на способности понимать и на способности говорить. Помешать нормальному развитию мозга могут осложненная или патологическая беременность, алкоголь и наркотики, которые принимала будущая мать. Могут сыграть пагубную роль и условия жизни - случается, что дети не говорят потому, что им просто не с кем разговаривать. Но главная задача родителей - не определить причину мутизма, а понять, насколько серьезна проблема. Развитие речи у каждого ребенка происходит в свои сроки, к полутора годам словарный запас обычно составляет около 20 слов, к двум годам ребенок должен уметь связать два слова в предложение. А как быть, когда ребенок не может пройти эти стадии? Если он проявляет сообразительность, если использует для общения жесты, то скорей всего его речевое развитие проходит нормально, несмотря на отсутствие слов. Он непременно должен скоро заговорить. Тревогу внушает ребенок, не понимающий простейших вопросов или приказаний. Сторонники активных действий утверждают, что задержка речевого развития способна привести к тяжким последствиям, а у ребенка, испытывающего постоянную фрустрацию от невозможности выразить свои мысли, может развиться невроз. Отвергать лечение нельзя, считают они, лучше перестраховаться и начать речевую терапию. И пусть даже вскоре выяснится, что неприятности отпали бы сами собой, как только ребенок “перерос” бы их.
Не все согласны с этой точкой зрения. Исследователи говорят, что трудно понять, то ли помогло лечение, то ли оно просто совпало с естественным ходом развития ребенка. По данным специалистов, из детей, до двух лет страдавших аутизмом, к трем годам задержку речевого развития обнаруживали две трети. К четырем – половина. Ко времени поступления в детский сад 75 процентов детей догнали своих сверстников и стали давать показатели, которые соответствуют нижней границе нормы. У всех заметен медленный, но неуклонный прогресс, и со временем они, вероятно, будут говорить более или менее нормально даже без медицинского вмешательства.
Пока идут эти дискуссии, Малинда Бойд надеется, что ее Райан выправится сам и начнет трещать без умолку.
Статья из журнала "Итоги" за 1998 год. Дети от 0 до 3 лет.
Прислушайтесь, ребенок начинает говорить.
Когда и как начинают говорить дети? Какие они,
первые их слова? Ребенок готовится к ним с младенчества. Прежде всего у него развивается фонематический слух: для восприятия и понимания речи он должен различать основные звуковые единицы языка -фонемы: "Б" и "В",
"Ш" и "Ж" и др.
От рождения слух малыша не приспособлен к столь тонкому различению речевых звуков. Эта способность развивается в общении со взрослыми на протяжении первого года жизни, а особенно интенсивно - в полуторагодовалом возрасте. Слух ребенка быстро приспосабливается к звукам именно родного языка, к той речевой среде, в которой он обитает.
До полутора лет
Стремительное развитие речевого слуха может тормозить все другие виды слуховой чувствительности. Известно, например, что звуковысотный, музыкальный слух развивается обычно значительно медленнее, чем фонематический. Это происходит потому, что взрослые гораздо чаще разговаривают с ребенком, чем слушают с ним музыку или поют. Развитие речевого слуха позволяет ребенку уже в конце года понимать большое количество слов и узнавать названия многих предметов. На вопрос "где часы?", малыш ищет глазами будильник и останавливает на нем свой взгляд; "где мячик?" - и малыш улыбается, когда найдет его. Довольны все - и дети, и родители: "Все понимает, а сказать не может", - удивляются они.
Действительно, до определенного возраста понимаемых слов значительно больше, чем произносимых.
Начало второго года - начало активного манипулирования речевыми звуками: лепет приобретает совершенно понятную человеческую интонацию и выразительность. Прислушиваясь, сразу можно понять, сердится ребенок или радуется, обижается или что-то просит. Почти у каждого в этом возрасте есть свои любимые "слова", которые он постоянно про-певает, повторяет и видоизменяет.
Такое манипулирование звуками приносит малышу большое удовольствие. Стоит услышать новое, интересно звучащее слово, как он сразу и многократно повторяет его на все лады, видоизменяя и коверкая, как бы играя с ним. Такие игры словами - своеобразная ориентировка в звуковой стороне речи, они тренируют артикуляционный аппарат и развивают речевой слух. Малыш соотносит движения своей гортани с теми звуками, которые из этого получаются, и таким образом учится управлять своей артикуляцией. У многих детей в этом возрасте уже есть несколько слов, которыми они называют отдельные предметы, но все же говорить об активной речи до полутора лет еще рановато, хотя именно сейчас все и закладывается.
От полутора до двух лет
Примерно в этом возрасте происходит чрезвычайное событие - ребенок начинает говорить, это самый яркий и самый стремительный период речевого развития. Если раньше он произносил лишь отдельные слова, то теперь он знает от 200 до 500 слов и соединяет их в несложные фразы.
Конечно, эти цифры весьма приблизительные. Сроки и темпы овладения речью очень индивидуальны и зависят от особенностей нервной системы и условий воспитания ребенка. У некоторых детей период, когда пассивная речь опережает активную, а понимаемых слов значительно больше, чем произносимых, сильно затягивается. Вплоть до двух лет, прекрасно понимая все, что говорят окружающие, они не произносят ни слова - либо вообще молчат, либо объясняются лепетанием.
Не стоит беспокоиться, если они понимают обращенную к ним речь взрослых, охотно слушают, смотрят в глаза и на губы, самостоятельны в предметной деятельности - речевое развитие идет нормально, и скоро они заговорят. Переход к активной речи у таких детей обычно совершается внезапно: еще вчера ничего не говорил, а сегодня болтает так, что остановить невозможно.
И это понятно, ведь достаточно богатый запас понимаемых слов сразу становится активным словарем. Бывает, что дети, упорно молчавшие до двух лет, уже в три года догоняют и перегоняют в своем речевом развитии тех, у кого активные слова появились в 7-8 месяцев. Поэтому сроки и темпы овладения речью - не главный и не единственный показатель развития. Не менее важны функция первых слов и их качественные особенности.
Первые слова
По своей роли первые слова существенно отличаются от любых, даже самых сложных лепетных вокализов. Слово -прежде всего знак, то есть заместитель, представитель другого предмета или явления. Значит, за каждым словом обязательно стоит то, что оно обозначает - его значение. Если лепетные вокализы выражают общее настроение малыша и его аморфное желание пообщаться, то слово обозначает нечто совершенно конкретное и определенное. А вот что именно, понять бывает не так просто.
Во-первых, потому что первые слова еще очень похожи на лепет (кика, бака, патя и др.) И во-вторых, потому что они содержат в себе сразу все части речи - и существительное, и прилагательное, и глагол. Называя какой-нибудь предмет удобным для себя сочетанием звуков, малыш произносит не его название, а целую фразу, в которой есть и отношение, и желание, и действие. Первое детское "дай" - не просто глагол в повелительном наклонении, это целая фраза, которую можно было бы так перевести на язык взрослых: "Мама, достань мне, пожалуйста, с полки эту куклу в синем платье, она мне очень нужна". Устойчивая связь определенных звуков с конкретным предметом или действием, регулярная их повторяемость в схожих ситуациях свидетельствует не о простом детском лепете, но о первом настоящем слове ребенка. Правда, оно может существовать и быть понято только в конкретной наглядной ситуации - вместе с жестом, взглядом, движением, направленными на предмет. Ребенок называет только тот предмет, который видит перед собой, и только то действие, которое осуществимо здесь и сейчас. Он говорит "ляля", только если видит или ищет куклу.
Он не скажет "Таня сидит", если она стоит. Двухлетние малыши, наверное, самые правдивые существа в мире, они говорят только то, что есть на самом деле, что они видят своими глазами. Такое слияние звуковой формы слова с его значением - важная, но не единственная особенность первых слов ребенка.
Слова-обобщения
Даже самые первые его слова это и своего рода обобщения. Не такие, как у взрослых, конечно. Дети объединяют в одну группу и обозначают одним словом совершенно разные и, казалось бы, совсем непохожие предметы. Например, словом "кика" малыш может называть и кошку, и мех на своем пальтишке, и варежки, и мамины волосы, и плюшевого мишку, и одеяло. С точки зрения взрослого, во всем этом нет ничего общего. Но для малыша все это теплое, мягкое и приятное, как киска, потому все это - "кика". В своих первых обобщениях он руководствуется прежде всего непосредственным ощущением.
Непонятность речи детей для взрослых, в особенности для малознакомых, в основном связана с их обобщением окружающих предметов по признакам, совершенно неведомым взрослым, поэтому докопаться, почему ребенок вдруг называет ботинки "тя-па", а воду в ванне - "лока", непросто. Но возможно. Надо лишь вспомнить, что словом "тяпа" он называет и носочки, и валенки, и колготки, и все, что надевается на ноги, как и тапочки. А в ванне он когда-то купался с пластмассовой лодочкой - с тех пор все, что связано с купанием, называется лодочкой - "лока". Вот почему наука считает детскую речь автономной: она строится по своим законам и относительно независимо от высказываний взрослых.
Овладение словом
Даже самые первые попытки ребенка заговорить показывают, что слово как бы отделяется от предмета и само становится неким предметом, которым ребенок пробует действовать. Можно назвать "овладение словом" метафорой, если иметь в виду первые активные слова малыша. На самом деле он, как правило, овладевает не словом, а сразу речью, поскольку она содержит все основные функции: и обозначение, и общение, и обобщение. Поэтому появление активной речи перестраивает всю психическую жизнь малыша: и его общение со взрослым, и восприятие, и мышление, и деятельность.
Прежде всего - общение со взрослым: оно обогащается самым мощным и универсальным средством - речью. И хотя интересы малыша по-прежнему сосредоточены на предметах, теперь он уже может не просто действовать вместе со взрослым, но и разго-варивать с ним. Он выражает словами свою просьбу, интересуется названием предмета, высказывает свое отношение к какому-либо занятию.
Особенно интересно для малыша узнавать название новых предметов. "Это что?" постоянно слетает с его губ. Он без устали ищет и называет знакомые предметы, выясняя названия незнакомых. Он быстро запоминает новые слова и, с удовольствием их повторяя, выражает свои впечатления, ищет понимания у взрослых.
"А как речь-то говорит..."
Речь также перестраивает восприятие и мышление ребенка. Называя тот или иной предмет знакомым или новым словом, он всегда с чем-то соотносит его, обобщает предметы по какому-то признаку, для взрослых случайному и несущественному. Так, портфель, очки, шляпа, тапочки могут называться "папа" только потому, что они принадлежат ему. Признаки, по которым ребенок объединяет предметы в группу, отражают его взгляды на мир, показывают, что для него важно, а что не очень. Признаки эти, как правило, внешние, ощутимые, их можно увидеть, потрогать, связать с радостным или тревожным ощущением.
Но объединяя предметы по тому или иному признаку, ребенок их как бы анализирует, а это уже достаточно сложная мыслительная операция. Так речь обогащает восприятие, придавая ему осмысленность и независимость от внешнего положения предмета: лежит он или стоит, висит на стене или найден в ящике стола -кубик есть для него кубик независимо от формы, цвета или размера. Благодаря такому восприятию, двухлетний ребенок узнает предметы на картинках, хотя их изображения порой весьма далеки от оригинала.
Регулятор поведения
Овладение речью делает возможным первые шаги к произвольному поведению - оно начинает управляться не только зримой ситуацией, но и словами взрослого. В конце второго года ребенок уже может выполнять простые "инструкции" взрослого: отнести, взять, положить и др. Он может удерживать даже два звена одной инструкции, не отвлекаясь на посторонние предметы, например: "Возьми сначала мишку, а потом куклу и принеси их мне".
Конечно, регуляция поведения речью в этом возрасте еще очень слаба и не может преодолеть инерции двигательного стереотипа: скажем, ребенок увлеченно нанизывает колечки на пирамидку, а взрослый просит их снять. Понятно, что он будет продолжать их нанизывать - не потому, что он непослушный, а потому, что сложившийся двигательный стереотип сильнее, чем слово взрослого. И тем не менее выполнение простых инструкций -очень важный шаг, кардинально отличающийся от импульсивных, спонтанных движений ребенка. Регулятором его поведения становятся не окружающие предметы, как это было раньше, а речь взрослого.
Начиная говорить, он начинает видеть, слышать и действовать по-новому. Теперь он воспринимает мир не только глазами, ушами и руками, но и
своей речью, которая открывает поистине необозримые горизонты для развития ума и чувств.
Елена Смирнова
Автор - доктор психологических наук
По материалам журнала "Материнство "