Главная страница клуба


Рекомендации по режиму и физическому воспитанию ребенка первого года жизни с учетом его нервно-психического развития

Возраст,
мес.
Показатели развития
Режим и режимные процессы
Физическое воспитание
Организация бодрствования
0
Удерживает в поле зрения движущийся предмет (ступенчатое слежение). К возрасту 1 мес. удерживает в поле зрения неподвижный предмет.
6 кормлений через 3,5 ч. Ночной перерыв 6 ч. Бодрствование 10-15 мин после кормления.
Организация гигиенического ухода за ребенком. Короткие воздушные ванны при пеленании. Ежедневные купания: непосредственно перед сном (19-21 ч.), не раньше, чем через час после кормления или после любимого дневного сна непосредственно перед кормлением. До 6 мес. купания ежедневные, после 6 мес. до 1 года - через день.
Создают условия для бодрствования после кормления: освобождают ручки и ножки и общаются с ребенком. Берут на руки во время кормления, переодевания, а также на короткое время - до 10 мин. Общаются при переодевании, вызывают улыбку. Подвешивают над грудью не ниже 50-70 см на кронштейне (буквой "Г") игрушку-погремушку, периодически меняют ее на другие (форма, цвет). Место для сна - кровать, для переодевания - стол.
1
Сосредоточивает взгляд на неподвижном предмете. Начинает плавно прослеживать движущийся предмет. Прислушивается к звуку, голосу взрослого. Лежа на животе, пытается поднимать и удерживать голову.
6 кормлений через 3,5 ч. Бодрствование после кормления 1-1,5 ч., сон после бодрствования 2-2,5 ч. Днем спит 4 раза. Ночной сон 11 ч.
1 комплекс массажа и гимнастики с 1,5 мес. выполняют 1-2 раза в день через 30-40 мин после кормления на столе, покрытом одеялом и пеленкой. Продолжительность процедуры 5-6 мин.
Во время бодрствования надевают ребенку ползунки.
2
Длительно сосредоточивает взгляд на лице взрослого или на неподвижном предмете. Длительно следит за движущейся игрушкой или взрослым (до одного метра). Поворачивает голову при длительном звуке, лежа на животе приподнимается и непродолжительно удерживает голову. Произносит отдельные звуки.
То же
Начиная с 3-го месяца процедуру проводят один раз в день через 30-40 мин после еды.
Меняют положение ребенка, разговаривают, наклоняясь над ним; отойдя в сторону. Стараются вызывать улыбку, оживление; перекликаются. Игрушки подвешивают ниже, чтобы ребенок мог потрогать их руками.
3
Сосредоточивает взгляд в вертикальном положении на лице говорящего с ним взрослого или игрушке; комплекс оживления с ним. Лежит на животе несколько минут, опираясь на предплечья и высоко подняв голову. При поддержке под мышки крепко упирается ногами, согнутыми в тазобедренных суставах. Удерживает голову в вертикальном положении на руках взрослого. Рассматривает и пытается захватить висящую игрушку.
6 кормлений через 3,5 ч. Бодрствование после кормления 1-2 ч. Сон после обеда 1,5-2 ч. Днем спит 4 раза. Ночной сон 10 -11 ч.
II комплекс массажа и гимнастики.
Место бодрствования то же. Одежда: ползунки и распашонка. Игрушки не подвешивают, погремушки с ручками, разные по форме и цвету, мелодично звучащие "неваляшки".
4
Узнает мать, радуется ей. Находит глазами невидимый источник звука. Громко смеется в ответ на обращение. Захватывает висящую игрушку, придерживает руками грудь матери или бутылочку во время кормления.
То же
1I1-1V комплекс массажа и гимнастики. Продолжают ежедневные купания (вода 36-37'С с последующим обливанием более прохладной водой (на 1-2'С ниже). При занятиях гимнастикой, переодевании и 'перед купанием в течение 10-20 мин обнаженный ребенок принимает воздушные ванны.
То же
5
Отличает близких людей от чужих (по-разному реагирует). Узнает голос матери, различает строгую и ласковую интонации, обращенные к нему. Четко берет игрушку из рук взрослого. Удерживает в руке игрушку. Долго лежит на животе, опираясь на ладони выпрямленных рук, переворачивается со спины на живот, ровно, устойчиво стоит при поддержке под мышки. Подолгу певуче "гулит". Кет с ложки полугустую пишу.
5 кормлений через 4 ч. Бодрствование после кормления 1,5-2 ч. Сон после бодрствования 1,5-2 ч. Ночной сон 10-11 ч.
То же
Расширяют место для движения и ползания. Когда ребенок научится длительно лежать на животе, брать игрушки и переворачиваться, игрушки не подвешивают. Игрушки: погремушки с ручками, резиновые игрушки, издающие звуки, "неваляшки" разной формы и цвета и другие звучащие игрушки.
6
По-разному реагирует на свое и чужое имя. Свободно берет игрушку из разных положении и подолгу занимается, перекладывая из одной руки в другую. Переворачивается с живота на спину, передвигается, переставляя руки и немного ползая. Произносит отдельные слоги (начало лепета). Хорошо ест с ложки, снимая пишу губами.
5 кормлении через 4 ч. Бодрствование после кормления 1,5-2 ч. Сон после бодрствования 1,5-2 ч. Днем спит 3 раза. Ночной сон 10-11 ч.
То же
То же
7
Игрушкой стучит, размахивая, бросает. Хорошо ползает. На вопрос "где?" находит глазами предмет, находящийся постоянно в определенном месте.
То же
Проводят закаливание: воздушные ванны до 12 мин во время переодевания, сухие обтирания фланелевой рукавичкой до слабого покраснения кожи (7-10 дней), а затем пе реходят к влажным обтираниям водой температуры 35'С, постепенно снижают температуру до 30°С.
Ребенок бодрствует в манеже или отгороженном месте. Одежда: маечка, кофточка, ползунки; обувь. Игрушки разные по материалу, форме, устойчивости и тяжести: погремушки, резиновые игрушки, игрушки с разным звучанием, кольца с шарами, мячи, "неваляшки", попугай.
8
Игрушками занимается долго и разнообразно, подражает действиям взрослого, катает, стучит, вынимает и пр. Сам садится и ложится, встает, держась за барьер, стоит и опускается, переступает, держась за барьер. На вопрос "где?" находит несколько предметов на постоянных местах, по слову взрослого выполняет разученные ранее действия без показа, например: "ладушки", "дай ручку" и пр. Ест корочку хлеба, которую держит в руке, пьет из чашки, которую держит взрослый.
То же
То же
Место бодрствования манеж или отгороженное место. Одежда: маечка, кофточка, штанишки-ходунки с гольфами, туфельки с каблучками. Игрушки те же.
9
Повторяет плясовые движения на мелодию (если дома поют или пляшут с ним). Выполняет различные действия с предметами в зависимости от их свойства (катает, отрывает, гремит и т.д.). Переходит от предмета к предмету. слегка придерживаясь за них руками. На вопрос "где?" находит несколько знакомых предметов независимо от их местоположения, знает свое имя. Подражает взрослому, повторяет за ним слоги, манеру его речи, интонации, его манеры. Пьет из чашки, слегка придерживая ее руками, спокойно относится к высаживанию на горшок.
5 кормлений через 4 ч. Бодрствование после кормления 2-2,5 ч. Сон после бодрствования 1,5-2 ч. Днем спит 2-3 раза. Ночной сон 10-11 ч.
То же
То же
10
По просьбе выполняет различные действия: открывает, закрывает, вынимает, вкладывает и пр. Всходит на невысокую наклонную поверхность и сходит с нее. По просьбе "дай" находит и дает знакомые предметы. Подражая взрослому, повторяет за ним новые слоги в своем лепете.
То же
То же
Место бодрствования то же. Одежда та же. Игрушки: вкладные кубики 3 размеров, палочки и колечки для нанизывания, 3-4 крупных кирпичика для накладывания один на другой, мячик, машины для катания, озвученные игрушки в виде животных, матрешки для открывания и закрывания, небольшая кукла для подражания деятельности (кормление, переодевание и т.д.).
11
Овладевает новыми движениями и начинает выполнять их по команде взрослого. Накладывает, снимает, надевает кольца. Стоит самостоятельно, делает первые самостоятельные шаги. Первые обобщения в понимаемой речи (по команде находит любой мяч, все часы, все машины и пр.), произносит первые слова, обозначения ("дай", "на", "ав", "па", "бы" и др.), то же, что и в 10 мес.
То же
Закаливание то же. V комплекс массажа и гимнастики.
То же
12
Узнает по фотографии знакомого взрослого. Выполняет самостоятельно разученные действия с игрушками (катает, кормит, водит и пр.). Переносит действия, разученные с одним предметом, на другой (всех кормит, водит, баюкает и пр.). Ходит самостоятельно, без опоры. Понимает (без показа) названия предметов, действий, имена взрослых, выполняет по ручения ("принеси", "отдай" и т.д.), понимает слово "нельзя". Легко подражает новым словам, произносит до 10 облегченных слов. Самостоятельно пьет из чашки.
То же
То же
То же


НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ МАЛЫША

Разумеется, на формирование нервно-психической сферы ребенка еще в большей степени, чем на физическое развитие, оказывают влияние условия жизни, особенно - образование и культура родителей, образ их жизни, их индивидуальный "стиль".
В последние годы в образе жизни городских семей появилось много негативных факторов, травмирующих психику детей раннего возраста: прежде всего, это телевидение, современная эстрадная "музыка", избыточное использование аудио- и видеоаппаратуры. Родители должны знать, что дети первого года жизни не должны жить в помещении, где включают телевизор, и тем более "смотреть" телепередачи. Это может вызвать у ребенка невротические реакции, нарушить формирование зрения и слуха. В семье необходимо создать атмосферу психологического комфорта (избегать конфликтных разговоров и т.п.), соблюдать правила слуховой и зрительной гигиены.
Важным дополнительным фактором оздоровления и воспитания ребенка является прослушивание адекватной музыки, пение родителей.
Мы рекомендуем сочетать прослушивание музыки в записи в первой половине дня (1-2 сеанса по 10-15 минут) с пением колыбельных песен, советских лирических и русских народных песен во второй половине дня, хотя, разумеется, возможен и иной порядок в зависимости от индивидуальных склонностей ребенка и родителей. При использовании аудиоаппаратуры последняя должна находиться на расстоянии не менее чем 1 метра от ребенка, уровень громкости не должен превышать уровня средней разговорной речи.
Использование наушников запрещается (возможны акустические травмы). Одну и ту же программу рекомендуется прослушивать не менее недели - так у детей вырабатывается умение узнавать мелодию и радоваться знакомой музыке; далее программу можно сменить. С ребенком второго полугодия жизни можно проводить музыкально-ритмические занятия, прихлопывая его ручками в такт музыки, танцуя с малышом на руках, можно пробовать петь вместе - мама, папа и ребенок - нечто вроде вокализа - "а-а-а". "Постарайтесь околдовать ребенка музыкой, как интересной сказкой, не имеющей конца".




На главную страницу сайта Вверх В начало детского раздела
Hosted by uCoz