Главная страница клуба

Месяц первый Месяц пятый Месяц девятый
Месяц второй Месяц шестой Месяц десятый
Месяц третий Месяц седьмой Месяц одиннадцатый
Месяц четвертый Месяц восьмой Месяц двенадцатый




МЕСЯЦ ПЕРВЫЙ

Рождение ребенка многие врачи сравнивают с выходом космонавта в открытый космос. Действительно, девять месяцев внутриутробной жизни ребенок провел в комфортных условиях постоянной среды обитания, в условиях невесомости, достаточного снабжения питанием и кислородом (естественно, если беременность нормальная). И вот, после многочасового напряжения (а процесс родов требует активных усилий не только от матери, но и от ребенка) он оказывается в совершенно новых условиях - испытывает силу тяжести, воздействие более низкой температуры, света; и с первых же минут жизни он сразу же должен самостоятельно дышать, по-новому питаться, учиться регулировать температуру тела и т.п., поэтому в самом важном - первом году жизни - врачи выделяют самый трудный и ответственный период - первый месяц жизни или период новорожденности.

В этом месяце, в свою очередь, наиболее ответственный этап - первые 5 дней жизни. Это период наиболее интенсивного приспособления (адаптации) ребенка к условиям внешней среды. У детей, рожденных здоровыми матерями при физиологических родах, этот период протекает относительно гладко, однако таких малышей (практически здоровых, или отнесенных к так называемой первой группе здоровья) сейчас рождается не более 10 процентов. Детей, имеющих уже при рождении признаки различных заболеваний, также рождается около 10-15 процентов. Подавляющее большинство малышей при рождении относится к т.н. "группе риска", или 2-й группе здоровья, - это означает, что у матери есть какие-то хронические заболевания, были отклонения от нормального течения беременности (например, токсикоз, угроза прерывания), осложнения в процессе родов. У таких новорожденных адаптация к новой жизни затруднена, они нуждаются в тщательном наблюдении врача, иногда - в дополнительных обследованиях и лечебных мероприятиях. Но вот малыш и мама дома. Мама еще слаба, растерянна, нередко излишне напряжена и беспокойна, тревожна. В это время очень важны помощь и забота близких людей, особенно отца малыша, который должен взять на себя значительную часть домашней работы (прежде всего ежедневную влажную уборку помещения, стирку, покупки). Мужчине необходимо учиться быть отцом, ухаживая за ребенком с первых дней его жизни.
Самое важное на 'первом месяце - наладить кормление ребенка. Наилучшей пищей для него, естественно, является материнское молоко. В первые дни жизни ребенка количество молока у женщин постепенно увеличивается, но у некоторых (особенно у первородящих) это увеличение недостаточно, поэтому врачи рекомендуют различные способы стимуляции лактации. Одним из таких (популярных в последнее время) способов является более частое прикладывание ребенка к груди или к обеим грудям в одно кормление - так называемый режим "свободного вскармливания", или кормление "по требованию", - у некоторых мам получается 10-12 кормлений за сутки, при этом мама очень устает и всегда есть риск перекормить ребенка.
Запомните: лучше немного недокормить, чем перекормить малыша, так как последующие расстройства пищеварения приносят ему значительный дискомфорт. Режим кормления каждому ребенку врач рекомендует индивидуально, так как так называемое "свободное вскармливание" подходит далеко не всем детям - оно вполне допустимо для спокойных, уравновешенных детей, которые сами как бы устанавливают себе режим питания через 2,5-3-3,5 часа, не срыгивают и имеют нормальный стул.
Обычно врачи рекомендуют кормить новорожденного через 3 или 3,5 часа - получается б или 7 раз в сутки, желателен ночной перерыв - 5-6 часов. Если ребенок проспит кормление на 20-40 минут, а в следующий раз, напротив, потребует питания на 20-30 минут раньше, вполне можно пойти ему навстречу. Очень важно правильно вкладывать сосок в рот малыша (он должен захватывать весь околососковый кружок), держать малыша вертикально до и после кормления, чтобы он отрыгнул воздух. Установлено, что основной объем грудного молока ребенок высасывает за первые 5- 10 минут кормления, однако есть дети, которые быстро устают, засыпают у груди, их необходимо побуждать к сосанию, легко похлопывая по щечкам, вынимая изо рта и вновь вкладывая сосок. В любом случае держать ребенка у груди дольше 20-25 минут не следует, не рекомендуется также докармливать ребенка, который быстро уснул, а через 40-50 минут проснулся и вновь требует еды, - этим сбивается ритм кормлений, закладывается почва для расстройств пищеварения и истерических неврозов.
Если у вас есть весы, вы сможете проконтролировать объем питания съеденного ребенком. В первые дни пребывания дома ему достаточно 60-80 мл молока при 6-7-разовом кормлении (на одно кормление), к концу месяца - 100-130 мл (в зависимости от индивидуальных особенностей). Кормящая мама должна строго соблюдать диету - даже если у ребенка нет аллергических реакций, в своем питании она должна избегать аллергических продуктов (консервы, острое, жареное, цитрусовые и т.п.), продуктов, резко изменяющих вкус и запах молока (лук, чеснок), а также блюд, способствующих повышенному газообразованию у ребенка (бобовые, квашеная и сырая капуста, редис и редька, огурцы, помидоры, виноград, арбуз). Разумеется, кормящая мать должна получать полноценное питание - в день не менее 120 г мяса (паровые котлеты), 100-150 г творога, 400-500 мл кефира - лучше био- или бифидокефира (пресное нежирное молоко лучше добавлять в каши, в чай), отварные овощи, растительное и сливочное масло, из фруктов - наиболее целесообразно употреблять яблоки, изредка бананы. При отсутствии у матери или ребенка аллергии разрешаются яйца, 1-2 раза в неделю - нежирная рыба. Учитывайте химическую загрязненность окружающей среды и старайтесь поэтому употреблять отечественные продукты (так как зарубежные к нам чаще всего завозят загрязненными пестицидами, тяжелыми металлами и т.п.).
Рациональное питание мамы - важный фактор достаточной лактации. Тем не менее существуют специальные средства стимуляции молокоотделения, но их обычно рекомендует врач (это касается не только гормональных препаратов, но и витаминов). Если мама хорошо переносит поливитаминные препараты, врачи обычно рекомендуют отечественный "Гендевит" или импортные "Lady's Formula", "Materna" - их можно принимать курсами по 2-3 недели с перерывами в 1-2 недели. Можно использовать травяные сборы и чаи, содержащие крапиву, фенхель, анис, укроп, - но также при отсутствии индивидуальной непереносимости. Стимулирующее действие на выработку грудного молока оказывается точечный массаж (см. рис 1). Указанные на схеме точки на передней поверхности грудной клетки и на кисти следует легко массировать по часовой стрелке по 30-60 секунд каждую 2 раза в день. Очень важны также психологический настрой на кормление, уверенность в успехе. Существуют зарубежные исследования, придающие психологическому фактору решающее значение, - в частности, указывается, что нежные объятия мужа и жены перед кормлением ребенка усиливают приток молока.
Если установлено, что, несмотря на все эти меры, материнского молока ребенку все же не хватает, врач рекомендует докорм адаптированной молочной смесью, какой именно, зависит от индивидуальных особенностей ребенка. Сейчас выпускается много разнообразных смесей как для здоровых, так и для ослабленных детей, поэтому донорское грудное молоко в последние годы используется редко. Об основных подходах при подборе смеси для докорма или искусственного вскармливания малыша мы расскажем в следующем разделе (поскольку все же желательно вводить чужеродную для ребенка пищу по окончании периода новорожденности).
Кроме грудного молока или заменяющей его смеси новорожденный должен обязательно в промежутках между кормлениями получать питье (хотя некоторые активно сосущие грудь дети, получающие в связи с этим несколько избыточное количество молока, от питья могут и отказываться). Целесообразнее всего приучить ребенка пить (из соски или с ложечки) не подслащенную кипяченую воду - 100-150 мл в сутки, летом можно и больше. Готовые травяные чаи для младенцев (фенхелевый или ромашковый фирмы "Хип" или "Плантекс") также можно использовать, но их желательно делать менее концентрированными, чем рекомендовано по инструкции, так как они содержат значительное количество сахара. Питьевую воду для ребенка (да и для кормящей мамы) перед кипячением желательно фильтровать (через бытовой фильтр, обычно типа "Барьер"), так как качество водопроводной воды даже в крупных городах сейчас особенно снижено, в воде есть соли тяжелых металлов, хлор и т.п.
Очень важный момент первых недель жизни ребенка - заживление пупочной ранки. Обычно к моменту выписки из родильного дома пупочная ранка еще не полностью заэпителизирована, в центре пупка у малыша имеется кровянистая корочка. Обычно рекомендуют смазывать эту область 2 раза в день спиртосодержащими растворами: 1-2%-м раствором "зеленки" или хлорофиллипта, левомицетиновым спиртом - утром при туалете ребенка и вечером после ежедневного купания. Пока корочка не отпала, рекомендуют добавлять в воду при купании слабо-розовый раствор марганцовки, настой ромашки или зверобоя. Температура воды для купания 37-37,5°С, продолжительность купания не более 5-7 минут. Если у ребенка появляются выделения (любого характера) из пупочной ранки или покраснение и припухлость пупочного кольца - нужна консультация врача. К врачу следует обратиться также, если корочка с пупочной ранки не отпадает по достижении ребенком возраста 14-15 дней.
В течение первого месяца жизни ребенка молодые родители хорошо осваивают умение пеленать его. Обычно в помещении на новорожденного надевают тонкую распашонку и фланелевую кофточку, затем до пояса запеленывают в тонкую и фланелевую пеленку, прокладывая подгузник. Ночью (если в помещении температура менее 21-20°С, то и днем) запеленатого подобным образом малыша до пояса укрывают байковым одеяльцем. В последние годы появились мягкие трикотажные ползунки для самых маленьких, штанишки типа комбинезона с удобной застежкой - они вполне могут использоваться наряду с традиционными пеленками. Главное правило - не стягивать при пеленании ножки малыша, сохранять (прокладывая подгузник) позу со слегка разведенными бедрами - это так называемое "широкое" пеленание, которое способствует правильному формированию тазобедренных суставов.
Если ребенок родился летом и он здоров, практически с первых дней пребывания дома начинаются прогулки на свежем воздухе - с 20-30 минут до 1,5-2 часов (время прогулки увеличивается постепенно). В зимнее время года при температуре воздуха до 10 градусов ниже нуля и отсутствии сильного ветра малыша можно вынести на 20-30 минут на прогулку, начиная с 12-15-го дня жизни, и до конца первого месяца жизни увеличить время прогулки до 1 часа (2 прогулки в день). Естественно, для прогулки зимой необходимы теплое одеяло, конверт или комбинезон, теплая шапочка, закрытая коляска. Допустима прогулка на балконе, если он не выходит на загазованную улицу, но ребенок нуждается в постоянном присмотре во время такой прогулки (опасны вороны, крысы, падающие сверху окурки и т.п.).
Не забывайте, что уже с 10-12-го дня жизни малыша необходимо несколько раз в день (лучше перед кормлением) класть на живот - сначала на 3-5 минут, затем - на 15-20. Не всем новорожденным это нравится, так как поднимать головку они еще не умеют, но такая "тренировка" ребенку необходима, поскольку она способствует развитию мышц живота, стимулирует движения головы, способствует отхождению газов. Вздутие живота, кишечные спазмы, "колики" - частые спутники первых месяцев жизни даже у практически здоровых детей. Домашние способы помощи ребенку при этих состояниях - легкий массаж животика по часовой стрелке, вертикальное положение на руках у взрослого или так называемое "кенгуру" (контакт "кожа к коже") - малыш кладется животиком на обнаженную грудь матери, полулежащей в кресле, сверху прикрывается одеяльцем, мама поглаживает его по спинке. Эта процедура имеет и психотерапевтическое воздействие как на ребенка, так и на маму. При затрудненном отхождении газов можно использовать газоотводную трубочку, очистительную клизму (30-50 мл кипяченой воды температурой 36-Зб,5°С). При выраженном беспокойстве ребенка и слабой эффективности вышеназванных процедур необходимо обратиться к врачу.
Еще одна проблема первого месяца жизни - так называемый половой криз. В связи со сложной гормональной перестройкой и влиянием гормонов матери у многих детей в возрасте 5-8 дней припухают грудные железы, у девочек возможны слизистые или слегка кровянистые выделения из половых органов, у мальчиков - отечность мошонки. Обычно эти явления проходят через 1-2 недели и какого-либо лечения не требуют, необходимы лишь обычный гигиенический уход, тщательное подмывание после каждого испражнения. В некоторых случаях нагрубание грудных желез выражено значительно и требует консультации врача (который обычно рекомендует согревающую повязку). Ни в коем случае при этом нельзя пытаться выдавливать отделяемое из грудных желез!
К врачу необходимо обращаться срочно, если ребенок обильно и часто срыгивает, отказывается от груди, резко беспокоен или, напротив, вял; если стул у него становится жидким, пенистым, слизистым, учащенным (более 6-7 раз в сутки). Тревогу родителей должны вызывать повышение температуры - свыше 37, затянувшаяся более 3 недель так называемая "физиологическая" желтуха.
С первых дней жизни ребенку необходим не только уход, но и общение с родителями. Ласково разговаривайте с ним во время купания, пеленания, напевайте тихие колыбельные песни (можно на 5-10 минут 2 раза в день включать спокойную классическую музыку). Повесьте над кроваткой ребенка 2-3 яркие игрушки. И, скорее всего, к концу 4-й недели жизни ребенок улыбнется вам! Это будет ваша первая награда за труды и тревоги. В отличие от неосознанных "улыбок" первых дней - это уже сознательная реакция малыша! Ребенок как бы говорит вам: я узнаю вас! Мне хорошо с вами! Я вас полюбил!

Вверх Первый год жизни




МЕСЯЦ ВТОРОЙ

В начале второго месяца жизни здоровый ребенок обычно уже умеет недолго удерживать головку в вертикальном положении и, лежа на животе, сосредоточивать взгляд на лице взрослого, яркой игрушке; улыбаться в ответ на вашу улыбку, более выразительной становится мимика, некоторые малыши начинают гулить. К началу второго месяца ребенок прибавляет в весе 500-700 граммов, к концу - еще 600-800 граммов (разумеется, если малыш прибавит несколько меньше или больше - это также соответствует норме).
В связи с интенсивным ростом потребность ребенка в пище увеличивается и составляет к концу месяца 750-850 граммов грудного молока в сутки. У многих мам, несмотря на выполнение всех советов врача и меры по стимуляции лактации, количество молока становится все же явно недостаточным для кормления ребенка. Поэтому приходится прибегать к докорму (смешанное вскармливание) или даже полностью вскармливать ребенка молочной смесью (искусственное вскармливание). В настоящее время выпускается много адаптированных, т.е. приближенных по составу к женскому молоку, смесей на основе коровьего молока как для здоровых, так и для ослабленных малышей. Выпускаются пресные смеси (отечественные "Малютка", "Детолакт", "Малыш" и импортные: "Пилтти", "Бона", "Туттели", "Симилак", "Нан", "Хумана", "Фрисолак", "Галлия", "СМА" и др.) и кисломолочные, особенно полезные для детей со склонностью к расстройствам стула (отечественные "Агу" и ацидофильная "Малютка", импортная - "Лактофидус"). Существуют также специальные смеси для детей с аллергией на коровье молоко (на основе соевого белка), с непереносимостью углеводов и т.п. Какую смесь давать ребенку, решает врач. На молочно-раздаточных пунктах родителям бесплатно выдают только кисломолочные смеси (детям с 4 месяцев - также цельное молоко, кефир, творог), а пресные адаптированные смеси родители должны покупать сами. Не нужно стремиться закупить много разных смесей, но обязательно нужно проверять сроки годности ее, указанные на упаковке, наличие штрихового кода и сохранность упаковки. Для разведения сухих смесей нужно использовать только кипяченую (предварительно профильтрованную) воду.
Общие правила введения прикорма: смесь, заранее разведенная и налитая в бутылочку, согретая до температуры тела, дается ребенку после того, как он пососал грудь. Начинать введение любого нового, чужеродного для малыша продукта нужно с небольшого количества - 10-15 мл и увеличивать это количество постепенно. Если вы вводите ребенку кисломолочную смесь, вкус которой значительно отличается от вкуса грудного молока, можно вначале смешивать ее с небольшим количеством заранее сцеженного материнского молока. Если ребенок уже переведен полностью на искусственное вскармливание пресной смесью, а врач рекомендует вам ввести еще и кисломолочный продукт, вы также добавляете небольшое количество ацидофильной смеси в бутылочку с привычным ребенку питанием. Еще лет 5 назад врачи рекомендовали на втором месяце жизни вводить в питание ребенка натуральные соки, но в последние годы от этой рекомендации отказались - соки и фруктовые пюре вводятся теперь не ранее 3 месяцев, поскольку велика загрязненность фруктов и овощей химическими веществами.
Если ребенок родился осенью, зимой или ранней весной, на втором месяце жизни врач обычно назначает ему какой-то препарат витамина Д с целью профилактики рахита. И препарат, и его доза подбираются индивидуально, учитывается характер вскармливания ребенка (поскольку большинство адаптированных смесей содержит витамин Д). Начало профилактики рахита может быть сдвинуто на более ранний возраст (у недоношенных детей) или на более поздний (при желудочно-кишечных расстройствах или если врач находит слишком маленькими размеры родничка, недостаточным прирост окружности головки). В последние годы облучение детей кварцевой лампой (УФО) с целью профилактики рахита применяется не часто, так как многих детей это облучение возбуждает. Обычная профилактическая доза наиболее распространенного масляного 0,0625%-го раствора витамина Д - 1 капля в день, при искусственном вскармливании - 1 капля через день; но в применении витамина Д не должно быть какой-то самодеятельности родителей - препарат должен назначить врач!
Это же касается и применения поливитаминных препаратов (Мультитабс, Поливит-бэби). На втором месяце жизни увеличивается время прогулок: летом ребенок должен гулять (в "кружевной тени" деревьев) не менее 4 часов - 2 прогулки по 2 часа; в холодное время года при температуре воздуха не ниже минус 10-12 градусов можно гулять 2 раза по 1,5 часа, если мороз несколько сильнее, но нет ветра, можно выйти с ребенком на прогулку на 40 минут - 1 час. Если же погода более холодная и ветреная, можно устроить так называемую "прогулку в комнате" (на веранде) - тепло одеть малыша и открыть фрамугу или форточку. На прогулке ребенок обычно спит. Вообще же распорядок его дня на втором месяце такой: сон, кормление, бодрствование, сон. Если ребенок легко возбудим, с трудом засыпает, допустимо дать ему соску-пустышку, так как сосательные движения обычно успокаивают. Но когда малыш активно бодрствует, пустышка не нужна.
К концу второго месяца ребенок обычно бодрствует не менее 1-1,5 часа после каждого кормления. В это время выберите 10-15 минут, чтобы позаниматься с ним: передвигать в поле его зрения яркие игрушки, вкладывать ему в ручки и вынимать пластмассовые колечки, погреметь то слева, то справа от него погремушкой, поговорить с ним, добиваясь продолжительной улыбки. Остальное время бодрствования ребенок развлекается сам: рассматривает свои ручки, висящие над ним игрушки, гулит.
В первой половине дня, в середине одного из периодов бодрствования, с малышом - если не возражает врач, это можно делать уже с 3-недельного возраста - занимаются массажем, а затем и простейшей гимнастикой. Общие правила проведения массажа и гимнастики: ребенок во время занятий должен чувствовать себя комфортно, быть радостно настроенным, начальные занятия продолжаются 5-7 минут, максимальная продолжительность занятия - 20 минут. Поглаживающие движения направляются снизу вверх, животик массируется по часовой стрелке, при этом не затрагивают правое подреберье (область печени). При массаже спинки обходят позвоночник. Массируя конечности, не трогают их внутренние поверхности.
Если участковый педиатр разрешает, можно заниматься с малышом упражнениями в воде - плаванием - в домашней большой ванне. Раннее плавание полезно всем детям, особенно возбудимым, с повышенным мышечным тонусом, но температура воды и особенности проведения упражнений зависят от особенностей малыша, поэтому заниматься можно только после получения конкретных рекомендаций врача. Большинство малышей занимается в ванне с удовольствием, но есть дети, которые в ванне избыточно возбуждаются или пугаются. Таким детям упражнения в большой ванне противопоказаны; для них будет достаточным закаливающий эффект обычного купания, массажа, гимнастики, прогулок.

Вверх Первый год жизни




МЕСЯЦ ТРЕТИЙ

На третьем месяце жизни и физическое, и нервнопсихическое развитие ребенка идет быстрыми темпами: буквально каждый день вы замечаете что-то новое: вот он уже стал поворачивать головку, провожая взглядом маму, вот пытается схватить висящую над грудью игрушку, а вот, лежа на животе, приподнял не только головку, но и плечи...
Конечно, новые умения не приходят сами собой, с малышом надо продолжать заниматься. Поскольку он уже может бодрствовать 1,5-2 часа подряд, продолжительность занятий может быть увеличена до 25-30 минут. Необходимо продолжить "игры пальчиков": "Сорока-белобока кашку варила" и т.п. Эти упражнения не только стимулируют движения рук, но и способствуют развитию речевых зон коры головного мозга. У здорового ребенка игры вызывают живую эмоциональную реакцию - улыбку, продолжительное гудение и к концу месяца - смех.
Продолжаются занятия массажем и гимнастикой. К концу месяца к начальному комплексу упражнений добавляются скрещивание и разведение ручек, затем - поворот на бок. Если малыш занимается плаванием, то эти занятия продолжаются и на третьем месяце - обычно после массажа и гимнастики, через день.
Если ребенок до сих пор рос преимущественно в пеленках, то сейчас пришла пора изменить его одежду - на время бодрствования ему необходимы ползунки. При температуре в комнате в зимнее время 21-22°С нет никакой необходимости надевать поверх ползунков шерстяные носочки, хотя их можно использовать во время прогулки. Изнеживание, укутывание малыша приводит к тому, что он потеет и легко простужается при сквозняках. При указанной выше температуре помещения можно во время бодрствования надевать ребенку короткие штанишки (обрезанные ползунки, комбинезончик), носочки или гольфы. Пусть побудет с голыми коленками сначала 10-15 минут, а потом и весь период бодрствования. Это одна из форм закаливания.
Режим питания остается прежним - шесть кормлений через 3,5 часа с шестичасовым ночным перерывом, но некоторых детей-искусственников к концу месяца уже бывает можно перевести на 5-разовое кормление (через 4 часа). Прежним остается также и набор рекомендуемых молочных смесей. На третьем месяце жизни у многих детей, особенно рожденных в холодные сезоны года, могут появиться начальные признаки витамин-Д-дефицитного рахита (в том числе и у детей, которые получают профилактическую дозу витамина Д). Родители могут обратить внимание на повышенную возбудимость малыша, потливость, учащение мочеиспусканий, облысение затылка. В этом случае необходима консультация врача: возможно, придется увеличить дозу витамина Д, поменять препарат, изменить питание ребенка.
После 2 месяцев у некоторых детей, не имевших до этого явных признаков нарушений со стороны нервной системы, но перенесших гипоксию (кислородное голодание) во внутриутробном периоде или при рождении, могут проявиться неврологические нарушения: повышенная возбудимость, плаксивость, дрожание рук и подбородка при крике, изменения мышечного тонуса - ребенок сопротивляется при попытке развести его ножки или ручки, при поддержке под мышки он опирается не на всю стопу, а только на пальцы. Если родители заметили такие особенности у своего малыша, необходимо срочно обратиться к детскому невропатологу. На третьем месяце жизни - если ребенок не был осмотрен этими врачами ранее - всем детям необходима также консультация ортопеда и окулиста.
Разумеется, повышенная возбудимость - далеко не всегда проявление перинатального поражения нервной системы. Часто причина ее в том, что на третьем месяце жизни ребенка родители уже привыкают к нему, начинают спокойнее относиться к малышу, могут нарушать его режим, приглашать гостей, вспоминают о существовании телевизора. Шумные разговоры, громкая современная "музыка" значительно возбуждают незрелую нервную систему ребенка, истощают ее. В комнате, где живет ребенок, телевизора быть не должно, нельзя также включать записи современной эстрадной музыки с подчеркнутым ритмом. В то же время необходимо продолжать напевать ребенку, прослушивать вместе с ним мелодичную негромкую музыку.
К концу 3-го месяца здоровый ребенок прибавляет в весе примерно 800-900 граммов, рост его увеличивается на 2-2,5 см.
Увеличиваются также размеры окружностей головы и груди - окружность грудной клетки постепенно "догоняет" окружность головки, хотя еще остается меньше последней.

Вверх Первый год жизни




МЕСЯЦ ЧЕТВЕРТЫЙ

Главное событие этого месяца - профилактическая прививка. Эта прививка - не первая, еще в родильном доме ребенок получает противотуберкулезную вакцину БЦЖ. В последние годы некоторым малышам делают также уже в роддоме прививку от гепатита. В возрасте 3-го - начале 4-го месяца ребенок должен получить первую порцию комплексной прививки против коклюша, дифтерии, столбняка и полиомиелита.
Даже если ваш ребенок вполне здоров, к предстоящей прививке его надо подготовить. В 3 месяца полагается сделать анализы крови и мочи; если там обнаруживаются изменения, начало прививок отодвигается. Конечно, вы всегда оберегаете ребенка от контактов с больными людьми, но по крайней мере за 3 недели до прививки осторожность надо удвоить. Ведь если ребенок заразится и заболеет хотя бы насморком, прививку придется отложить. Еще неприятнее, если малыш, заразившись, допустим, острой респираторной вирусной инфекцией накануне прививки, заболеет сразу после нее - и заболевание будет протекать тяжелее, и выработка прививочного иммунитета нарушится. Оберегайте ребенка от контактов и в течение 2-3 недель после вакцинации; впрочем, маленького ребенка целесообразно вообще оберегать от них, не носить его с собой в гости (и не принимать гостей у себя), не возить в общественном транспорте. Нельзя изменять режим ребенка за 2-3 дня до прививки и сразу же после нее (впрочем, на четвертом месяце режим остается прежним).
Обычно в начале 4-го месяца большинству малышей врач рекомендует вводить в питание фруктовый сок, но это лучше сделать через несколько дней после первой прививки. Обычно первый сок - яблочный (в зависимости от сезона - из свежих яблок зеленых или желтых сортов или осветленный сок из бутылочки - специальные консервы для малышей). Сок вводят после кормления или между кормлениями (если ребенок склонен к срыгиваниям), начиная с 2-3 капель и за месяц доводят до 2-3 чайных ложек, вначале смешивая сок с небольшим количеством кипяченой воды.
Перед прививкой в комплекс гимнастики для малышей не рекомендуется вводить новые упражнения, а если вы закаляете его обтираниями, не снижайте температуру воды. Плавание же на 3-4 дня надо прекратить, и вечером в день прививки ребенка обычно не купают. Утром в день прививки ребенку измеряют температуру, его осматривает врач, чтобы не пропустить начало какого-либо заболевания. Сама прививка проводится в специальном кабинете детской поликлиники - отечественная вакцина против полиомиелита закапывается ребенку в рот, вакцина АКДС вводится внутримышечно (в последние годы некоторые поликлиники применяют французскую вакцину - все 4 компонента прививки вводятся внутримышечно). Вечером обязательно измеряют температуру (при прививочных реакциях она может повыситься не только в этот день, но и в последующие 3-4 дня). Если температура у малыша повышается более чем до 37,2-37,3°С, изменяется поведение, появляются сыпи, рвота и т.д., обратитесь к врачу.
Но вот прививка позади, ребенок перенес ее благополучно, и кормления, прогулки, занятия идут своим чередом. Ребенок спит днем 4 раза примерно по 2 часа и 4 раза бодрствует по 1,5 часа. Если сохраняется естественное вскармливание, можно продолжать кормить ребенка 6 раз в день, если же вскармливание смешанное или полностью искусственное, то лучше кормить его пореже - 5 раз в день с промежутками в 4 часа. Во второй половине четвертого месяца, если рекомендует врач, кроме сока ребенку вводится фруктовое или ягодное пюре - свежее тертое яблоко, протертый банан, слива, вишня, черешня - или же соответствующие детские консервы. Начинают давать фруктовое пюре обычно с 1/2-1/4 чайной ложки (после молока или смеси) и доводят за 2-3 недели до 3-5 чайных ложек в день. Врач может посоветовать вам несколько попозже ввести пюре из сырых тертых фруктов или ягод (если у малыша неустойчивый стул) - вначале в таких случаях иногда вводится слегка печеное яблоко или отвар из яблок; порекомендовать, в зависимости от особенностей ребенка, какие фрукты и ягоды ему можно давать, а какие - нельзя. Так, детям с экссудативным диатезом (аллергией) обычно не рекомендуют морковный сок, яблоки советуют выбирать зеленых и желтых сортов. Соки из апельсинов, мандаринов, персиков и винограда лучше вообще не давать даже детям без аллергии, сливовый сок и пюре особенно хороши для детей с тенденцией к запорам.
Общий объем пищи к концу 4-го месяца жизни ребенка увеличивается до 1 литра в сутки (включая сок и фруктовое пюре) и остается таким почти до конца 1-го года жизни. Ребенок интенсивно растет - прибавляет в весе еще 750-800 граммов, в росте - 2-2,5 см. В зависимости от сезона года врач может назначить поливитаминный препарат, изменить дозу витамина Д.
Одна из особенностей ребенка этого возраста - интенсивное развитие эмоций. Когда вы наклоняетесь над кроваткой и разговариваете с малышом - он отвечает вам не только радостной улыбкой, но и продолжительным гулением, быстрыми движениями ручек и ножек. Это так называемый комплекс оживления, который можно считать одним из показателей здоровья.
Двигательные умения ребенка также совершенствуются, он целенаправленно тянется к подвешенным игрушкам и захватывает их, умеет поворачиваться со спины на живот, четко поворачивает голову в ту сторону, откуда он слышит голос родителей или какой-либо звук. С малышом уже можно играть в "прятки", закрывая лицо платком или прячась за спинку кровати, - эти игры доставляют ему большое удовольствие. Если у вас есть старшие дети, привлекайте их к уходу за малышом, к занятиям с ним. Это лучший способ избавить старшего ребенка от ревнивого чувства, которое нередко начинает мучить старших детей с появлением нового маленького члена семьи.

Вверх Первый год жизни




МЕСЯЦ ПЯТЫЙ

Основное событие пятого месяца жизни - введение в питание ребенка основных блюд прикорма: овощного пюре и каши. Когда и какой прикорм вводить ребенку - вам посоветует врач в зависимости от индивидуальных особенностей малыша. Обычно, если ребенок находится на смешанном или искусственном вскармливании, недоношенный, с проявлениями рахита или анемии, первый прикорм - овощное пюре - рекомендуют давать уже в начале 5-го месяца жизни. Если же ребенок на грудном вскармливании, хорошо развивается, достаточно прибавляет в весе - срок введения прикорма можно отодвинуть на конец 5-ю-начало 6-го месяца жизни, но не позднее, так как материнское молоко уже не может обеспечить потребности быстро растущего ребенка в жизненно важных микроэлементах и балластных веществах.
В последние годы в некоторых семейных клубах популярно так называемое альтернативное воспитание малышей, концепция возврата к обычаям старины, в частности к длительному грудному вскармливанию (более 2 лет!) и к позднему введению "чужеродных" продуктов. Врачи отмечают у детей, вскармливаемых по этой концепции, повышенную частоту и выраженность анемии и рахита. Существует и противоположная крайность - поскольку на некоторых баночках с импортными детскими консервами указано, что их можно давать детям с 2-3 месяцев, родители так и дают их (без консультации с врачом), и нередко у таких детей развиваются выраженные аллергические реакции.
Первое блюдо прикорма, как правило, овощное пюре. И не только потому, что в нем больше необходимых ребенку витаминов, минеральных веществ, растительных волокон, чем в каше. Кроме того, если ребенок сначала приучен к подслащенной и нежной каше, он может неохотно есть несладкое овощное блюдо. Основные овощи для пюре - картофель, капуста (белокочанная и цветная), морковь (если у ребенка нет аллергии на нее), кабачок. Овощи разваривают в небольшом количестве воды (или на пару), чуть подсаливают, протирают с овощным отваром (вначале пюре должно быть полужидким и постепенно становиться все более густым). В пюре добавляют небольшое количество молока (или молочной смеси), на порцию пюре (200 граммов) добавляют 1/2 чайной ложки сливочного или подсолнечного масла. Можно использовать и другие растительные масла - кукурузное, соевое. Растительное масло, в отличие от сливочного, - жизненно незаменимый для ребенка продукт, так как оно содержит ненасыщенные жирные кислоты и вещества, входящие в состав клеточных мембран.
Ранним летом обычно хочется дать ребенку пюре из свежих, богатых витаминами овощей. При этом необходимо помнить об опасности отравления нитратами. Особенно высока вероятность наличия нитратов в ранних овощах, купленных на рынке. Поэтому необходимо принимать меры предосторожности - потолще срезать кожуру с картофеля, у капусты не использовать верхние листья и часть листьев, прилегающих к кочерыжке, у моркови - сердцевину. Допустимо вымачивать овощи перед варкой в холодной воде. Раньше врачи отдавали предпочтение свежеприготовленному овощному пюре, но в последние годы выпускается значительный ассортимент овощных консервов для детского питания. Преимущество консервов заключается в том, что их тщательно проверяют на наличие вредных примесей, они удобны в применении - их нужно только слегка подогреть. Однако приучать ребенка только к консервированному пюре нежелательно - иначе он привыкнет к очень нежной, гомогенизированной пище, и ему трудно будет ввести обычные овощи. Поэтому целесообразно сочетать способы введения пюре - допустим, зимой, когда свежих овощей мало, начать вводить консервированные пюре, но уже через 2-3 недели ввести и свежеприготовленное.
Нежелательно давать ребенку избыточно разнообразные консервы - достаточно использовать 1-2 вида. овощного пюре, избегая многокомпонентных смесей (особенно с добавлением бобовых, экзотических овощей). Это особенно важно, если ребенок склонен к аллергическим реакциям.
Прикорм, в отличие от докорма смесями, дается вначале кормления, начиная с 1-2 чайных ложек новой пищи, и в течение 2-3 недель им полностью заменяется одно кормление (150-200 граммов). После введения первого прикорма (обычно овощи) вводят также постепенно второй прикорм - сначала 5%-ю, затем 10%-ю кашу. По рекомендации врача порядок введения прикорма может быть изменен - детям с неустойчивым стулом, срыгиваниями, плохой прибавкой массы первой может вводиться каша. Наиболее ценные в биологическом отношении - гречневая и овсяная (геркулесовая) каши, худеньким детям, склонным к частому опорожнению кишечника, можно и нужно давать также и рисовую, и манную каши. Напротив, полным детям и малышам с экссудативным диатезом эти каши лучше не давать. Для каш используют как цельные крупы (и затем протирают через сито готовую кашу), так и крупяную муку. Обычно крупу разваривают на воде, затем добавляют 1/3 объема коровьего молока (специального детского, полученного на молочно-раздаточном пункте) или привычной ребенку молочной смеси, в случае выраженной аллергии на коровье молоко иногда разбавляют каши соевой смесью.
Сейчас производится много готовых (так называемых инстантных, или растворимых) сухих каш для детского питания - как с добавлением сухого молока, так и безмолочных (для аллергиков). Эти каши очень удобные, нежные, дети охотно их едят, но приучать малыша только к таким кашам также нежелательно. Их можно использовать на первом этапе введения каш. Если до введения ребенку прикорма он еще кормился 6 раз в сутки, то сейчас уже обязательно перевести его на более редкое - 5-разовое кормление.
На протяжении пятого месяца жизни ребенку предстоит получить вторую дозу противополиомиелитной и АКДС-вакцин. Не забывайте о щадящем режиме в период прививки - ее лучше сделать или через неделю, или за 3-5 дней до введения первого прикорма.
Все большее значение приобретает окружающая ребенка обстановка, расширяется набор игрушек - у малыша должны иметься погремушки с ручками, колечки, озвученные резиновые зверюшки, неваляшки. В продаже имеются музыкальные игрушки, наигрывающие колыбельные мелодии. В этом возрасте дети активно рассматривают и подолгу удерживают игрушку, тянут ее в рот - поэтому ни в коем случае нельзя покупать кустарные игрушки (описаны случаи отравления детей ядовитыми красителями). К сожалению, недоброкачественные игрушки неестественно ярких, крикливых цветов (которые перевозбуждают малыша) продают и в магазинах.
На пятом месяце значительно увеличивается потребность ребенка в общении с взрослыми. Переодевая ребенка, купая его, готовясь к кормлению, мама и папа должны ласково приговаривать, объяснять малышу свои действия, называть окружающие предметы. Очень хороши известные прибаутки, поговорки: "С гуся вода, с Андрюши худоба", "Дайте-ка пеленку вытирать Аленку" - ребенок таким образом постепенно погружается в стихию родной речи. Можно учить малыша играть в "Ладушки", ударять в барабан, звенеть колокольчиком.
Если с ребенком регулярно занимались гимнастикой, то на протяжении пятого месяца он хорошо осваивает самостоятельный поворот на живот и начинает учиться переворачиваться с живота на спину. Лежа на животе, малыш приподнимает торс, опираясь на кисти рук, или даже поднимает обе руки вверх, прогибая спину. При присаживании во время гимнастики он все более прямо удерживает спинку, но это еще не означает, что его уже можно сажать в детское креслице или тем более в подушки. При поддержке под мышки ребенок может слегка подпрыгивать, как бы пританцовывать на коленях у взрослого. Он четко поворачивает голову даже на тихий непривычный звук (например, шуршание бумаги), начинает повторять простые слоги.
За пятый месяц вес ребенка увеличивается обычно на 600- 700 г, рост - на 2 см, окружность грудной клетки начинает превышать окружность головы на 0,5-1 см. Но эти показатели, так же как и размеры родничка, могут колебаться и у вполне здоровых детей. Некоторых родителей в этом возрасте ребенка тревожит уже закрывшийся или небольших размеров (например, 0,5х0,5 см) родничок. Если окружность головки ребенка увеличивается нормальными темпами (т.е. в среднем 1-1,2 см за месяц, по отношению к величине окружности головки при рождении к концу 5-го месяца на 7-9 см), оснований для беспокойства, как правило, нет; но все же следует посоветоваться с врачом как и в случае, когда родничок закрылся, так и тогда, когда он великоват (больше, чем 2х2 см).


Вверх Первый год жизни




МЕСЯЦ ШЕСТОЙ

Окончание первого полугодия жизни ребенка - это своего рода критический период, или переходный - подготовка к прорезыванию и прорезывание зубов, подготовка к так называемой "вертикализации", т.е. к умению садиться и вставать.
Задолго до прорезывания зубов у малыша обычно усиливается выделение слюны, припухают десны. Следите, чтобы подбородок ребенка и шейные складки не были постоянно влажными ~ под руками у вас всегда должна быть чистая мягкая салфетка для вытирания слюны. Очень важно в этот период особенно тщательно, несколько раз в день мыть игрушки с мылом и ополаскивать их кипяченой водой - ведь ребенок не просто берет их в рот, а активно трет ими десны, и грязная игрушка может стать причиной такого неприятного заболевания, как стоматит.
Обычно у малыша на 6-м месяце сначала прорезываются 2 нижних или 2 верхних центральных резца, поодиночке, с интервалом 5-6 дней, а иногда и оба сразу. Следует сказать, что сроки прорезывания зубов у здоровых детей могут быть разными, есть дети, у которых они прорезываются уже в 3-4 месяца, а есть в 8-9. Обычно это связано с влиянием наследственных факторов. Но есть состояния, при которых прорезывание зубов задерживается значительно - прежде всего, это рахит и некоторые другие заболевания. Поэтому, если у ребенка до 8 месяцев не прорезались первые зубы, обратитесь к врачу.
Процесс прорезывания зубов у большинства детей несколько нарушает их состояние и самочувствие. У многих малышей за 3-4 дня до этого события может участиться стул, снизиться аппетит. Ребенок становится капризным, хуже спит, трется лицом о подушку, о мамино плечо. Может даже несколько повыситься температура. В этот период родители должны быть очень внимательны - ведь с прорезыванием зубов, поскольку сопротивляемость организма снижена, может совпасть и какое-то заболевание. Если температура выше 37,5 градусов или если у ребенка рвота, понос, возбуждение или вялость, нужно вызывать врача.
На шестом месяце жизни у детишек, родившихся у мам со снижением гемоглобина, возможно развитие железодефицитной анемии (сейчас таких мам особенно много, так как питание населения недоброкачественное). Поэтому поинтересуйтесь у врача, не пора ли сделать ребенку анализ крови - это поможет своевременно ликвидировать дефицит железа, повысить сопротивляемость организма, предупредить наслоение инфекционных заболеваний.
В возрасте 5-6 месяцев в питание ребенка обычно вводят творог, который вы получите на молочно-раздаточном пункте (ослабленным детям по рекомендации врача творог иногда вводят раньше). Этот полезный продукт вводят постепенно, с 1/4 чайной ложки, растирая его с молочной смесью, кефиром ("Агу"), или смешивая с кашей, фруктами. Кормят ребенка по-прежнему 5 раз в день, меню его примерно такое: в 6 часов - 200 граммов грудного молока, молочной смеси или кефира, в 10 часов - "завтрак" - 150 г 10%-й каши и 40-50 г фруктового пюре или тертого яблока, в 14 часов - "обед" - 180-200 г овощного пюре и 40-50 г сока, в 18 часов - вновь грудное молоко (у искусственников - смесь) и 3-5 ложек творога, протертого со смесью или с фруктово-ягодным пюре, и на ночь - в 22 часа или в 22.30 - грудное молоко или смесь.
Не забывайте о гимнастике! На шестом месяце обязательны упражнения, развивающие мышцы спины, рук, ног, готовящие малыша к ползанию и ходьбе). Стимулировать ползание можно, положив перед ребенком, лежащим на животе, игрушку и слегка подталкивая ребенка к ней, помогая встать на четвереньки. Не огорчайтесь, если в конце шестого месяца ваш ребенок еще не умеет самостоятельно садиться - многие дети вначале овладевают умением вставать из коленно-локтевого положения, а уже затем - самостоятельно садятся.
Пощряйте ребенка манипулировать игрушками, например извлекать звуки из озвученных игрушек. Разнообразные движения рук способствуют дальнейшему познанию мира, стимулируют развитие активной речи. К концу 6-го месяца малыш подолгу повторяет отдельные слоги - "ба-ба-ба", "ля-ля-ля", "ма-ма-ма". Играя с ребенком, используйте этот его "словарный запас". Сосредоточив внимание малыша на своем лице, губах, мама или папа спокойным ласковым голосом повторяют доступные ему слоги. чередуя их с известными детскими стишками, прибаутками. Обычно на это малыш отвечает активным лепетом. К 6 месяцам ребенок должен также уметь хорошо есть густую пищу с ложки и придерживать руками бутылочку, из которой его кормят.
Если вы не делали этого раньше, на 6-м месяце уже обязательно начните вырабатывать у ребенка навыки опрятности. Если он проснулся сухим, подержите его над горшком, тазиком, поощряя соответствующими звуками. За успех похвалите, если же попытка не удалась, не говорите с малышом сердитым тоном, чтобы не вызвать негативного отношения к этой процедуре, имейте в виду, что детей, преимущественно воспитываемых в памперсах, приучать к опрятности сложнее - многие из них очень долго не просятся на горшок.

Вверх Первый год жизни




МЕСЯЦ СЕДЬМОЙ

Если до этого возраста вы точно укладывались в сроки профилактических прививок, то в начале 7-го месяца малышу предстоит третья, заключительная часть вакцинации против полиомиелита, коклюша, дифтерии, столбняка. Напомним еще раз: прививку не делают, если ребенок в это время нездоров! Среди других событий седьмого месяца - введение в рацион ребенка новых продуктов: яичного желтка и мясного фарша. Еще 2-3 года назад яичный желток разрешали вводить детям, начиная с 3-4-месячного возраста. В последние годы, в связи со значительной распространенностью аллергии, ранее 5-6 месяцев .желток не рекомендуют давать даже детям без диатеза. Если врач рекомендует ребенку этот ценный продукт, вначале дайте не более 1/10 круто сваренного желтка в растертом виде, лучше с овощами или творогом. Если у ребенка появится аллергическая реакция - от яиц придется воздерживаться (иногда в течение нескольких лет), если все благополучно - постепенно увеличьте количество желтка до 1/2 через день. Некоторым малышам врач рекомендует вводить желток не куриного, а перепелиного яйца - на него аллергия бывает реже.
Мясной фарш (пюре) детям, находящимся на искусственном вскармливании, вводят в первой половине 7-го месяца жизни; если же ребенок на естественном вскармливании и хорошо развивается, мясо можно ввести в конце 7-го-начале 8-го месяца, поскольку белок женского молока достаточно обеспечивает до этого возраста его потребности.
В прежние годы врачи рекомендовали сначала вводить фарш из печени. Сейчас это делать нежелательно из-за крайне неблагоприятной экологической ситуации, поскольку печень любого животного концентрирует в себе вредные вещества, попадающие в организм с кормами, травой, биодобавками. Поэтому печень детям теперь разрешается давать только на втором-третьем годах жизни.
Наиболее целесообразно давать малышу консервированный мясной фарш - детские консервы Тихорецкого завода из говядины, нежирной свинины, в дальнейшем иногда и из курицы. Эти консервы вырабатывают из относительно экологически чистого мяса. Начинают давать фарш с 1/2 чайной ложки, смешивая с овощным блюдом, и постепенно доводят до 3-4 чайных ложек ежедневно. Если мясных детских консервов нет, но есть доброкачественное свежее мясо, его варят в небольшом количестве воды не менее 1,5 часа, бульон сливают, а отварное мясо пропускают через мясорубку не менее 2 раз. Не увлекайтесь чрезмерным измельчением пищи с помощью миксера, так как потом очень трудно бывает перевести ребенка на менее нежную пищу. Мясное пюре - незаменимый продукт в питании ребенка, а вот мясной бульон ему давать вовсе не обязательно, поскольку находящиеся в бульоне экстрактивные вещества могут возбуждать малыша и способствовать развитию аллергических реакций. К. концу 7-го-началу 8-го месяца жизни малыш практически получает в середине дня полный обед: на первое - примерно 60-70 г овощного супа, на второе - 100-120 г овощного пюре и 20-30 г мясного, на третье - 40-50 г несладкого компота, сока, иногда киселя.
На седьмом месяце ускоряется двигательное развитие ребенка - к концу месяца ребенок активно передвигается на четвереньках, ползет за игрушкой, размахивает ею и может бросить; а вот темпы физического развития, напротив, несколько замедляются (прибавка в весе на седьмом месяце около 500 г, в росте - 1,5-1 см). Движение доставляет ребенку большую радость, но, к сожалению, при невнимательном отношении родителей несет угрозу его здоровью. Некоторые детские травматологи даже выделяют специальное понятие - "травмы седьмого месяца". Именно в этом возрасте малыш может, приподнявшись, упасть из высокой коляски или с дивана, на котором его оставили взрослые. Поэтому часть бодрствования ребенок вполне может проводить в манеже - лучше деревянном, с перильцами. Можно дать малышу поползать на разостланном по полу одеяле, но внимательно наблюдать, чтобы он не уполз в опасное место, и предварительно убрать подальше опасные предметы, мелкие вещи и т.п.
Усиливающаяся подвижность расширяет возможности познания окружающего мира. Ребенок подолгу рассматривает окружающие предметы, манипулирует игрушками. Появляется важное умение прислушиваться и понимать речь взрослых. В ответ на вопросы: "где часы?", "где лампа?" - малыш находит взглядом предмет, находящийся на постоянном месте, а затем - и в других местах комнаты; все более "придирчиво" он относится к посторонним людям.

Вверх Первый год жизни




МЕСЯЦ ВОСЬМОЙ

На восьмом месяце жизни у большинства малышей продолжается активное прорезывание зубов - к концу месяца у многих детей их уже четыре, поэтому можно давать менее протертые овощи, более густые каши, так как очень важно учить ребенка жевать. Можно во время кормления дать ребенку в руку сухарик (подсушенный белый хлеб), и это будет стимулировать умение жевать.
Режим питания остается прежним, но бутылка с соской должна постепенно уходить из обихода. Сок, компот, кефир нужно давать из чашки, которую малыш постепенно приучается поддерживать ручками. Попробуйте постепенно отказываться и от соски-пустышки. Чем раньше вы это сделаете, тем меньше риск неправильного формирования прикуса. Кроме того, замечено, что дети, долго сосавшие пустышку, позднее овладевают активной речью.
На восьмом месяце большинство детей уже хорошо ползают, а многие, найдя опору, самостоятельно встают на колени, а затем и на ножки.
Если ваш ребенок уже достаточно окреп и активно садится в кроватке сам, можно высаживать его на горшок, а не просто держать над горшком или тазиком, как вы это делали до сих пор. Высаживайте его после сна, если он проснулся сухим, после кормления, Будьте настойчивы, недоброжелательны, следите, чтобы горшок не был холодным, чтобы у ребенка не было неприятных ощущений - иначе можно надолго "отпугнуть" ребенка от горшка. Успех малыша поощряйте добрым словом, улыбкой, чтобы закрепить столь необходимый навык. Нельзя держать ребенка на горшке более 5-7 минут, развлекать его игрушками. После каждого использования горшок необходимо тщательно ополаскивать. а в конце дня мыть с мылом. Продолжайте массаж и гимнастику. Сейчас особенно полезны упражнения, готовящие ребенка к ходьбе (занятия, укрепляющие мышцы ног и спины, стимуляция вставания на колени).
На восьмом месяце жизни дети уже отлично улавливают интонации, оттенки речи - бодрый, веселый тон повышает настроение ребенка, ласковый - успокаивает, строгий - настораживает, а иногда и заставляет заплакать.
Детские психологи и психиатры отмечают у некоторых детей так называемые "страхи восьмого месяца". Малыш и раньше хмурился, когда видел незнакомое лицо. Но именно на восьмом месяце он начинает резко пугаться незнакомых людей, активно сопротивляется общению с ними, обороняется движениями рук. Возбудимые, неуравновешенные дети особенно бурно реагируют на посторонних (а иногда - даже на новые крупные и яркие игрушки). И, конечно, надо с этим считаться, оберегать ребенка от излишних контактов и раздражителей. Чем старше становится ребенок, тем больше внимания нужно уделять занятиям с ним. Малышу нужно не столько обилие игрушек, сколько умение с ними заниматься. Покажите ему, как можно катать мячик, раскачивать неваляшку, вкладывать колечки в мисочку и доставать их. Не сердитесь, если ребенок выбрасывает игрушки из манежа. Это для него очень важное дело - так совершенствуется координация движений, приходит понимание глубины пространства.
Одновременно в поле зрения ребенка должно находиться не более 3-5 игрушек; надоевшие надо на несколько дней спрятать, а потом вновь дать (тренировка памяти!). Обязательно следите, чтобы в руки ребенка не попались мелкие пуговицы, бусинки, отломившиеся части игрушек - все это он может взять в рот, проглотить пли вдохнуть. Детские психологи рекомендуют уже в этом возрасте начинать вырабатывать адекватную сексуальную ориентацию малыша, т.е. одежда ребенка начинает различаться в зависимости от пола, мальчику часто говорят: "Ты у меня сильный (смелый)", девочке - "Ты у меня красивая, ты моя помощница" - разумеется, это только начало правильного полового воспитания.

Вверх Первый год жизни




МЕСЯЦ ДЕВЯТЫЙ

Этот возрастной этап - важный рубеж в жизни ребенка: заканчивается третий триместр первого года жизни. Деление года на триместры или четверти не случайно. Каждые три месяца - от рождения до трех, от трех до шести, от шести до девяти и от девяти до двенадцати - организм как бы одолевает очередную ступень развития. К концу третьей четверти года главная особенность этой ступени - так называемая вертикализация, т.е. умение стоять у опоры (барьер манежа, перильца кроватки), многие малыши пробуют и передвигаться - переступать вдоль опоры.
Если ваш ребенок еще не встает на ножки, но активно передвигается на четвереньках - ничего страшного, он может встать и на следующем месяце. Если же малыш предпочитает сидеть, ползать не любит, посоветуйтесь с врачом. Возможно, врач, не найдя у ребенка никаких признаков заболевании, объяснит вам, что ваш малыш - из разряда флегматиков, которых надо активизировать, учить вставать и активно тянуться за игрушкой, выполнять соответствующие гимнастические упражнения.
На девятом месяце интенсивно развивается активная речь. Появляется первый осмысленный лепет. "Ма-ма", "ба-ба", - лепечет малыш, увидав маму или бабушку. Но, конечно, такие успехи делают дети, с которыми занимаются. Ласково, терпеливо называйте малышу хорошо знакомые предметы, людей, учите по вашей просьбе подать игрушку, платочек, протянуть ручку, дети этого возраста охотно откликаются на предложение поиграть в "ладушки", "прятки" (поищи куклу), знают свое имя и поворачивают голову, если к ним обращаются по имени.
Очень важный момент - совершенствование тонких движений кистей рук (если с малышом занимаются!). У ребенка должны быть пирамидки из 4-6 колечек, мисочки или коробочки, вкладывающиеся друг в друга, разноцветные пластмассовые кубики, органчик-вертушка, из которого можно извлекать звуки. Все эти игрушки побуждают ребенка к действию.
К концу месяца во время кормления ребенку можно дать в руки чайную ложку. Вложите ее в правую ручку, а в левую можно дать кусочек подсушенного хлеба или печенья. Суп ребенок пока еще не сможет есть сам - начинайте с каши или пюре. Малыш первым делом попробует стучать ложкой по столу, по тарелке. Спокойно остановите его, покажите, что ложка предназначена для более интересного дела - ею можно брать из тарелки еду и отправлять в рот. Вначале малыш будет пачкаться, ронять кашу на стол - это не страшно. Замечено, что дети, рано приученные пользоваться ложкой, раньше начинают говорить и лучше произносят "трудные" звуки ("р", "ш") - умение пользоваться ложкой, так же как и действия пальчиков, стимулирует развитие речевых зон коры головного мозга. Надо вырабатывать у малыша и первые навыки поведения за столом, формировать привычку к порядку. Не советуем кормить его за общим столом, когда едят взрослые. Это возбуждает и отвлекает ребенка.
Рацион питания ребенка остается в основном прежним. Если у малыша нет диатеза, можно раз-два в неделю заменять мясо нежирной рыбой, например треской. Овощи уже не протирайте, а разминайте вилкой. Если ваш ребенок до этого возраста питался преимущественно консервированными овощными и фруктовыми пюре, готовыми (инстантными) кашами быстрого приготовления, начинайте постепенно вводить блюда, которые вы готовите сами, - позднее будет сложно отучить его от слишком нежной пищи.
Обычно к третьей четверти года у мамы уменьшается количество грудного молока. В теплое время года, когда высока вероятность кишечных инфекций, желательно сохранить хотя бы два кормления грудью - утреннее и вечернее. Если же это не удается, замените адаптированной смесью или кефиром сначала утреннее кормление, а через 7-10 дней - и вечернее. Если же молока у мамы достаточно, желательно давать ребенку грудь 2-3 раза в сутки до достижения им 1 года - 1 года 2-3 месяцев, разумеется, сочетая грудное молоко с необходимыми ребенку по возрасту продуктами.
До конца девятого месяца режим дня ребенка остается прежним, т.е. рекомендуется, чтобы днем он спал три раза. Но все дети - разные; ослабленным, утомляемым детям три дневных сна необходимы иногда и за пределами девятого месяца, а вот уравновешенных, спокойных детей к концу этого месяца уже можно перевести и на 2 дневных сна, т.е. увеличивается бодрствование, последовательность основных событий жизни ребенка становится такой: сон - бодрствование - кормление - бодрствование. Который из снов отменить, вам подскажет сам ребенок, но это должно быть в первой половине дня, а не во второй. На девятом месяце несколько более затруднительной становится прогулка - ведь ребенок еще не ходит, но уже не хочет (и не должен) долго сидеть, допустимо пользоваться прогулочной коляской, но долго оставаться в ней ребенку вредно - это нарушает формирование осанки, затрудняет кровообращение и дыхание. В такой коляске удобно довезти малыша до сквера или парка, а там уже можно то брать его на руки, то дать постоять, держась за коляску, то повозить его в ней.
В этом возрасте все более заметными становятся индивидуальные различия детей (например, у малышей из двоен или троен). Вес тела у вполне здоровых детей может колебаться от 8 до 10 кг, рост - от 70 до 75 см. Большой родничок уже может быть почти закрыт, а может еще иметь размеры до 1,5х1,5 см. И то и другое - норма.

Вверх Первый год жизни




МЕСЯЦ ДЕСЯТЫЙ

Обычно на десятом месяце жизни малыш уже уверенно сидит без опоры с прямой спиной, из этого положения самостоятельно встает на ножки, придерживаясь за опору (кроватка, манеж) и шагает вдоль нее, перебирая ручками.
Очень важная сфера - развитие движений кисти и пальцев. Обученный ребенок вкладывает игрушки одна в другую, разбирает простую пирамидку. Появляется способность взять небольшой предмет двумя пальцами: большим и указательным - это необходимый этап на пути к формированию координации тонкой моторики.
Многие родители после 8-9 месяцев перестают заниматься с ребенком гимнастикой, считая, что он и так достаточно подвижен. Между тем гимнастика ребенку по-прежнему полезна: она активизирует обмен веществ, укрепляет "отстающие" группы мышц, способствует более гармоничному развитию.
Наступило время серьезно позаботиться об обуви малыша (хотя некоторые родители покупают ботиночки и туфельки заранее) - ведь от того, какой будет его первая обувь, во многом зависят правильное развитие стопы, красота походки и даже правильная позиция позвоночника. Нельзя позволять ребенку подолгу стоять и тем более ходить босиком (по гладкой поверхности), в носочках или пинетках - это может способствовать развитию плоскостопия. Самая лучшая обувь - это кожаные ботиночки с фиксированным подъемом, супинатором и каблучком высотой 0,5-0,8 см. Подошва ботиночек, если она гладкая, протирается наждачной бумагой. Если нет супинатора, родители могут сами слегка приподнять внутренний край стельки и подложить кусок ваты. На прогулке удобны теплые мягкие сапожки, менее желательны валенки вследствие их жесткости.
Обычно десятимесячного ребенка уже можно водить по полу за две руки, а еще лучше с помощью старого русского способа - на полотенце, пропущенном под мышки, или на специальных "волнах" с нагрудником. Поскольку плечевой пояс у ребенка к этому возрасту уже достаточно развит, его используют как естественную опору - в отличие от "ходунков", такой способ обучения ходьбе не вредит ребенку, а способствует формированию нормальной походки. И очень хорошо приговаривать при этом какую-нибудь ритмичную считалочку, например: "Раз-два-три-че-тыре, Катю мы ходить учили" и т.п.
Чувство ритма у детей к этому возрасту обычно достаточно развито для усвоения не только простых стихов, но и более сложных - и это необходимо использовать, читая ребенку родные русские стихи Пушкина, Лермонтова, Некрасова. "Есть сила благодатная в созвучье слов живых" - многие возбудимые дети при этом успокаиваются без всяких лекарств.
В этом возрасте ни рацион ребенка, ни режим питания не меняются.
Малыша по-прежнему кормят 5 раз в день - обычно в 6, 10, 14, 18 и 22 часа, хотя есть некоторые дети, которые сами переходят на 4-разовое питание - если малыш здоров, то это допустимо. Общий суточный объем пищи в этом возрасте и до конца первого года жизни составляет 1-1,2 литра. Нельзя недокармливать ребенка, но недопустимо и перекармливать. Сейчас уже доказано, что избыточное питание на первом году жизни (особенно, если ребенок искусственник) может в будущем способствовать ожирению и заболеваниям желудочно-кишечного тракта.

Вверх Первый год жизни




МЕСЯЦ ОДИННАДЦАТЫЙ

Последние месяцы первого года жизни - пора интенсивного психического развития ребенка и совершенствования движений. Ваш малыш все заметнее овладевает вертикальной позицией - он довольно устойчиво стоит, держась за опору одной рукой, а другой может свободно действовать - например, доставать игрушки с полок, открывать ящики, дверцы тумбочек. Будьте осторожны! Не оставляйте ребенка без присмотра - ведь и секунды ему достаточно, чтобы потянуть, допустим, скатерть и опрокинуть на себя горячий чайник...
Если он уже научился самостоятельно передвигаться по комнате, вам надо обязательно проследить, чтобы на его пути не было ничего, представляющего опасность: например, открытых электрических розеток, коробок с лекарствами или домашних химикатов, острых и мелких предметов.
Дети этого возраста активно стремятся овладевать ходьбой, любят, когда их водят за ручку. Надо, конечно, доставлять ребенку это удовольствие. Следите только за его осанкой, чтобы он не "обвисал" и не горбился, водите то за правую ручку, то за левую.
Координация движений совершенствуется и в играх. Малыш подолгу сосредоточенно открывает и закрывает матрешку или какую-нибудь коробку, умеет поставить кубик на кубик. Игра очень долго остается для ребенка его первым "университетом", школой жизни. Она же может служить и своеобразным тестом, показателем уровня физического и психического развития малыша. Так что присматривайтесь к тому, как играет ваш ребенок, помогайте ему, играйте вместе с ним. В этом возрасте обязательно вносите в занятия игрушками какой-то простой сюжет: покормите вместе собачку или мишку, искупайте и запеленайте куклу, покажите, как уложить ее спать. Все свои действия с игрушкой "проговаривайте", объясняйте.
Собственный словарный запас ребенка пока еще невелик, но речь родителей он понимает все лучше и лучше. Побуждайте его выражать свои желания не жестами и тем более не криками, а словами: - Скажи "дай!", скажи "Ляля"...
Режим дня на одиннадцатом месяце остается прежним: два дневных сна, пять кормлений. Но если ребенок вечером засыпает рано и спит спокойно, от последнего, ночного кормления можно отказаться. Вот примерное чередование сна, бодрствования, кормлений:

Пробуждение - в 6.30 или 7.30 (или в этом интервале)
Завтрак - от 7.00 до 8.00
Первый дневной сон - от 9.00-10.00 до 10.30-11.30
Обед- 11.30-12.30
Второй дневной сон - от 13.30-14.30 до 15.00-16.00
Полдник- 16.00-16.30
Ужин- 19.00-20.00
Укладывание на ночной сон - 20.30-21.30.

Как видите, режим, особенно в первой половине дня, не так жестко фиксирован, как рекомендовалось раньше. Но это не означает, что вы кормите ребенка, укладываете его спать то на час раньше, то на час позже, словом, как придется. Нет, придерживаться определенного распорядка необходимо, но распорядок подберите тот, который соответствует особенностям вашего ребенка.
Живые, подвижные дети спят меньше, особенно коротким у них бывает первый дневной сон, иногда даже меньше часа. Известно, что среди взрослых есть "жаворонки" и "совы", то есть те, кто охотно ложится спать раньше и очень рано просыпается, и, наоборот, бодрствующие до поздней ночи и неспособные проснуться рано. Специалисты установили, что суточные биологические ритмы организма начинают формироваться уже в раннем детстве или даже внутриутробно, причем их характер во многом определяется наследственностью.
Есть наблюдения, свидетельствующие, что уже в конце первого года жизни ребенка становится ясно, "жаворонок" он или "сова". Есть дети, которых трудно уложить спать в 20-21 час, они засыпают позже и, соответственно, позже просыпаются утром. Таким малышам, как правило, необходимо пятое кормление в 21.00-21.30 (молоко или кефир).
Режим ребенка зависит и от времени года: глубокой осенью и зимой, когда рано темнеет и поздно светает, дети обычно рано засыпают и дольше спят. Соответственно немного изменяются и часы кормления. Питание в этом возрасте остается прежним, за исключением одного новшества: поскольку у малыша уже есть 4-6 зубов, мясное пюре можно заменить паровой фрикаделькой.
Надо стараться, чтобы ребенок учился старательно жевать, откусывать, грызть. Попробуйте, готовя овощное пюре, немного моркови (если у ребенка нет диатеза), кабачка или капусты оставить кусочками. Если он с ними справится, на гарнир можно давать уже не только пюре, но и отварные (или чуть тушеные) овощи.
Творог многие дети едят неохотно. Приготовьте из него пудинг, паровую запеканку. Кашу 1-2 раза в неделю можно заменить молочной вермишелью. Это немного разнообразит стол малыша. В то же время вовсе нет никакой необходимости в деликатесах, например в йогуртах, многокомпонентных экзотических соках и консервах. Простая и привычная пища - самая полезная.

Вверх Первый год жизни




МЕСЯЦ ДВЕНАДЦАТЫЙ

Итак, ребенку скоро год. Этот возраст - своеобразная ступенька, переход к новому, более совершенному уровню физического и психического развития. После года ребенок становится крепче, выносливей. Разумеется, это не происходит в один день, и было бы рискованно, полагаясь на то, что ребенок "уже большой", допускать какие-то отступления от режима питания или соблюдения гигиенических правил. Именно в возрасте "вокруг конца года" малыш требует особого внимания.
Специалисты, изучающие биоритмы организма, отмечают такую особенность жизненных циклов: в месяц, предшествующий каждому очередному дню рождения, сопротивляемость организма снижается. Выходит, двенадцатый месяц - не самый благополучный.
У многих детей именно на двенадцатом месяце прорезывается сразу несколько зубов. Это также ослабляет организм, и впечатление создается такое, будто развитие малыша затормозилось - он не приобретает новых навыков и может даже почти не прибавить в весе и росте. Впрочем, некоторые дети, наоборот, делают заметный качественный скачок: начинают самостоятельно ходить, осваивают умение забираться на невысокий диван. Обычно мальчики в этом возрасте менее подвижны, чем девочки, да и речь у мальчиков развивается медленнее.
Если ваш ребенок к концу первого года жизни умеет ходить только за руку, а самостоятельно еще не ходит и врач не находит у него никаких заболеваний - не волнуйтесь, возможно, малыш боится проявить самостоятельность. Осторожно и настойчиво побуждайте его оторвать руки от опоры и сделать первый самостоятельный шаг - по направлению к вам. Пусть чувствует, что вы его страхуете. Возраст начала самостоятельной ходьбы у вполне здоровых детей во многом зависит от особенностей эмоций и темперамента и может колебаться от 10 до 14 месяцев.
К концу года речевой запас у некоторых детей составляет 10-15 коротких слов,, у других - 3-4. Ребенок может активно пользоваться словом "дай!" и очень обижается, если не получает требуемое. Уже в этом возрасте необходимо приучать ребенка понимать слово "нельзя", в то же время опасные предметы и хрупкие безделушки нужно убирать так, чтобы ребенок не мог их увидеть.
Все более сложными становятся игрушки малыша, он может разбирать и пытаться собирать матрешку, крупный пластмассовый детский конструктор, катает мяч, возит машину за веревочку. Возбудимых детей хорошо успокаивают мягкие, пушистые игрушки (их, разумеется, так же как и пластмассовые игрушки, необходимо мыть регулярно с применением дезсредств). Наступило время знакомства с крупными картинками, детскими книжками-раскладушками. Сразу, с первых дней, старайтесь не допускать, чтобы ребенок рвал книги - это бывает, если малыша оставят с книжкой наедине. Ребенка необходимо учить пользоваться книгой (перелистывать ее, раскладывать), "проговаривать" простые сюжеты на картинках, научить показывать по просьбе взрослого на картинке разных зверюшек и т.п.
Продолжайте читать малышу короткие стихи, не забывайте петь песенки, прослушивать вместе с ребенком музыку в записи.
ЕСЛИ в доме есть пианино, играйте несложные мелодии, покажите малышу, где на клавиатуре "топает слон", а где "поет птичка".
Важным фактором воспитания становится одежда ребенка - уже в этом возрасте его необходимо приучать к аккуратности, воспитывать эстетическое чутье. На прогулку в холодное время года наиболее рациональна одежда в "три слоя" - домашнее платье, шерстяная кофточка с рейтузами и утепленный комбинезон или пальтишко. Такая одежда способствует активному поведению малыша на прогулке - он толкает санки или коляску, копает снег лопаткой. Летом можно предложить ребенку насыпать песок в формочки, покатать мяч. Во время прогулки обращайте внимание ребенка на все, что происходит вокруг, что важно и понятно для него - явления природы, других людей, машины. Чем старше ребенок, тем больше его прогулка должна становиться не только закаливающей, но и воспитывающей.
Режим питания, набор продуктов для годовалого ребенка остаются прежними. Не нужно спешить приобщать ребенка к пище взрослых. Ему все еще нельзя давать сосиски, колбасу, творожные сладкие сырки, кондитерские изделия, а вот яблоки уже можно давать не в тертом виде, а очищенные дольки, чтобы ребенок мог их погрызть. Если ребенок не имеет признаков пищевой аллергии, изредка можно дать очищенную от пленки дольку апельсина или несколько долек мандарина, но вообще ребенок лучше усваивает фрукты и овощи из своей родной географической зоны.
Вскоре после года ребенку предстоит важная профилактическая прививка - против кори. Готовиться к ней лучше заранее. В возрасте 1 года ребенку предстоит диспансерное обследование - анализы крови, мочи, реакция Манту, осмотры специалистов (окулиста, невропатолога). Это обследование покажет, насколько ребенок готов к прививке, насколько успешно он справился с трудностями самого важного - первого - года жизни и в каком направлении врач должен помогать ему дальше.

На главную страницу сайта Вверх В начало детского раздела


Hosted by uCoz